будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Самара история Городские путешествия памятники архитектуры
Июль 11, 2025
Pro Science
Митрофанов Алексей

Самарский театр: для «невзыскательной публики»

Самарский театр: для «невзыскательной публики»
ps_JUL_5337
Самарский академический театр драмы. Источник: gubernya63.ru

Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.

Самарский театр появился еще до крестьянской реформы — в 1851 году. Но современное здание возникло значительно позже — в 1888-м. И сразу оскандалилось.

Дело в том, что на его строительство было затрачено 169 464 рубля и 99 копеек. Сумма просто фантастическая! Правда, строил его знаменитый мэтр, прославленный московский театральный архитектор Михаил Чичагов. На тот момент в его портфолио имелись театр Георгия Лианозова в Камергерском переулке (сейчас на этом месте МХТ), Пушкинский театр Корша в Петровском переулке (ныне Государственный театр наций) и театр имени Алексея Кольцова в Воронеже.

Театр в Самаре стал лебединой песней Михаила Николаевича. Уже на следующий год он умер от инсульта.

Горожанам театр понравился — но, скорее, как курьез. «Теремок», «пряничный домик» — так его называли.

Книгоиздатель Пётр Силыч Феокритов писал: «Против сада на площади находится довольно красивое здание городского театра».

А вот еще один подобный отзыв: «Театр вышел хорошенький, очень красивый».

Здание и вправду получилось откровенно несерьезным. Под стать ему сложился и репертуар. Он был рассчитан на так называемую «невзыскательную публику».

Здешняя пресса возмущалась: «В пятницу зарезали даму и человек с ума сошел, в воскресенье ребенку голову размозжили, во вторник человек застрелился, в среду девушку застрелили, в четверг опять застрелился человек, в пятницу снова даму зарезали и человек с ума сошел, в субботу еще одного на дуэли укокошили! Что же это, наконец, такое?»

Еще больше изумляли зрителей сценические приемы, которыми пользовались здешние артисты. Но не всех зрителей, а лишь искушенных: «Царь Эдип появлялся перед публикой в ужасном виде: он только что лишил себя зрения. Два бумажных кружка, приклеенных к векам, и две пуговицы, болтающиеся на нитках, так ярко изображают два вырванных глаза, что публика, тронутая чувством сострадания, оглашает зрительный зал громкими рыданиями».

Вот оно где, истинное мастерство!

Как-то раз этот театр посетил художник Петров-Водкин. Впечатления были неизгладимые: «Галерка стала наполняться. Возле меня усаживалась разношерстная молодежь. Защелкали орехи. Кто-то вскрыл бутылку кислых щей, хлопнув пробкой...

Что это была за пьеса — не помню. Сумбурно лишь припоминается разбойники, красавицы, гул и напевы голосов, и среди них — юный Аркадский, добивающийся вскрыть преступление какого-то дожа, графа, не помню кого. Аркадский влюблен в его дочь. Ночная серенада и дуэль на глазах красавицы. Во время дуэли юноша ранен, его захватывают, и он в тюрьме...

Меня кто-то сильно сунул кулаком в бок, а одновременно, совсем рядом, хлопнула пробка и запахло пивом. Немного дальше взвизгнула девица… Мне показалось, что действие перенеслось сюда, на галерку… Я вскочил, кто-то одернул меня за пиджак, сзади отчетливый мещанский голос громко сказал: "Чего мешаешь театром пользоваться?"»

Театру покровительствовал пивовар Альфред Филиппович фон Вакано, владелец знаменитого жигулевского завода. Он, к примеру, бесплатно снабжал его газом, вызвался облагородить площадь перед зданием, а сзади обустроить детскую площадку. Но тут члены городской думы неожиданно засомневались: «К предложению г. фон Вакано следует отнестись с величайшей осторожностью. Он, несомненно, в будущем захочет устроить на площадке близ театра портерную или ресторан».

Предложение, впрочем, приняли.

А как-то раз в Самару на гастроли прибыл стихотворец Давид Бурлюк. И сразу же спросил администратора театра:

— А там есть задний выход?

— Есть. А что? Боитесь, что публика изобьет? — спросил тот.

— Конечно, — ответил Бурлюк.

Митрофанов Алексей
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).