будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
викинги история филология Древняя Русь
Август 20, 2016
Pro Science
Руссо Максим

Щит на вратах Царьграда

Щит на вратах Царьграда
Oleg_shield_Tsargrad_by_Bruni-663x512_1
Гравюра Ф. Бруни

20–22 июня 2016 года в Санкт-Петербурге уже в двадцатый раз прошла конференция «Индоевропейское языкознание и классическая филология», посвященная памяти профессора И. М. Тронского. В одном из докладов этой конференции Сергей Кулланда (Институт востоковедения РАН) и Александр Солька (Институт восточных культур и античности РГГУ) предложили новую интерпретацию знаменитого рассказа «Повести временных лет» о щите князя Олега, который он водрузил на воротах Константинополя в ходе похода 907 года.

Как сказано в летописи, Олег сделал это «показоуа побѣду», но если обратиться к сведениям об обычаях викингов, можно узнать, что водружение щита у них действительно практиковалось, но служило знаком перемирия, готовности к переговорам или мирной торговле. Первым сопоставил летописное известие о щите Олега с обычаями викингов известный историк Август Людвиг Шлёцер еще в 1805 году. Он привел в качестве примера случай, когда знак перемирия оказался хитрой уловкой ютландских викингов:

«Император [Карл III Толстый], подобно Ахаву, принял его [вождя викингов Готфрида] как друга и заключил с ним мир; от обеих сторон были выданы заложники. Норманны сочли это добрым предзнаменованием, и чтобы не было сомнений, что мир их незыблем, по своему обычаю высоко вывесили щит и отворили ворота крепости. Наши же, не зная об их коварстве, вошли в крепость, одни ради торговли, другие же осмотреть укрепления. Норманны же, вернувшись к своему обычному коварству, спустили щит мира, затворили ворота и всех наших, вошедших внутрь, либо убили, либо связали железными цепями для последующего выкупа» («Фульдские анналы»).

В 1925 году такое сопоставление сделал А. И. Ляшенко в статье «Летописные сказания о смерти Олега Вещего». Но эти предположения не были приняты другими историками, поэтому авторы нынешнего доклада собрали новые аргументы в их пользу.

Дальние походы викингов в различные страны Европы осуществлялись как с военно-грабительскими, так и с торговыми целями. Связь войны и торговли, если мы обратимся к древней истории, оказывается куда более тесной, чем можно было ожидать. И морская торговля, и пиратские набеги в древности принесли славу финикийцам. Отражается эта связь и в языке. Например, к одному индоевропейскому корню относятся хеттское слово laḫḫ- ‘военный поход, путешествие’, древнеирландское láech ‘воин’, санскритское lotra ‘добыча, награбленное добро’, латинское lucrum ‘выгода, прибыль’, готское laun ‘вознаграждение, оплата’. В одном из заклинаний Атхарваведы бог Индра назван «торговцем», близкий по функциям к Индре Рудра имел эпитеты «господин воров» (stenānām pati) и «торговец» (vāṇija).

Германский бог Один (Вотан), который был богом мужских союзов и воинских инициации, также считался покровителем торговли, поэтому латинские авторы отождествляли его с Меркурием. Тацит в труде «О происхождении германцев» писал: «Из богов они больше всего чтят Меркурия и считают должным приносить ему по известным дням в жертву также людей» (пер. А. С. Бобовича). Показательно, что день бога Меркурия – среда (франц. mercredi), в германских языках стал называться днем Вотана (нидерл. woensdag, англ. Wednesday).

Знаменитый торговый союз северонемецких городов носил название Ганза (Hanse). В средневерхненемецком языке это слово было нарицательным и обозначало торговую гильдию. Если же мы обратимся к памятникам готского языка, то обнаружим, что в нем слово готского hansa изспользовалось для передачи греческого σπεῖρα и латинского cohors ‘воинское подразделение, когорта’.

Раз викинги были и воинами, и купцами, им было необходимо каким-то образом начинать общение с местными жителями, чтобы приступить к торговле, но жители, не понаслышке знающие о грабительских повадках викингов, вряд ли проявляли большую готовность к коммуникации. Поэтому сложился обычай использовать знаки, сообщавшие о намерениях прибывших скандинавов. Если на мачте корабля поднимали белый щит, он означал мирные намерения, желание торговать. Если же викинги хотели бросить вызов, он водружали красный щит.

Например, в саге об Эйрике Рыжим есть описания двух встреч викингов и скрелингов (индейцев или эскимосов), во время одной из которых был поднят белый щит: «И однажды рано поутру, оглядевшись, они увидели множество кожаных каяков, и с кораблей махали палками, шумевшими подобно цепам, крутя их посолонь. Тогда сказал Карлсефни: «Что бы это значило?». Снорри Торбрандссон ответил ему: «Возможно, это знак мира; возьмем белый щит и двинемся им навстречу». Так они и сделали…» (Глава 10). В следующие главе говорится, что при нападении скрелингов викинги вышли им навстречу уже с красным щитом. В современном норвежском языке есть устойчивое выражение det røde skjold «вызов, брошенная перчатка», в буквальном переводе «красный щит».

Так как целью похода Олега на Константинополь было заключение договора о торговле (чего в итоге он успешно добился), вполне ожидаемо, что Олег мог поднять белый щит на мачте. Позднее же, когда обычаи викингов забылись, это действие получило у летописцев другую интерпретацию и стало трактоваться как демонстрация воинской силы. То, что в летописях щит поднят не на мачте корабля, а на воротах, возможно, объясняется влиянием ветхозаветного текста о городе Тире: «Перс и Лидиянин и Ливиец находились в войске твоем и были у тебя ратниками, вешали на тебе щит и шлем; они придавали тебе величие» (книга пророка Иезекииля 27, 10).

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).