будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Июнь 17, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Шедевр, скрытый у всех на виду

Шедевр, скрытый у всех на виду
ps_156108861_4058218464196975_1381920556716719907_o_0
«Тайная вечеря» Тициана (фрагмент). Источник: St. Michael and All Angels Church

Более сотни лет картина «Тайная вечеря» провисела в одной из английских церквей, не привлекая особого внимания публики. Теперь же двое реставраторов пришли к выводу, что это подлинная работа Тициана. Они обнаружили подпись художника и другие признаки, указывающие на происхождение картины.

История эта произошла в небольшом городе Ледбери в графстве Херефордшир, близ границы с Уэльсом. В 1904 году один из потомков коллекционера живописи Джона Скиппи подарил местной церкви Святого Михаила и всех ангелов картину с изображением тайной вечери. С тех пор она висела на стене, постепенно желтея от времени и не удостаиваясь особого внимания прихожан. Как рассказывает преподобный Кит Хитон-Тёрви, некоторым она даже не нравилась, и они предлагали ему избавиться от этой картины.

«Тайная вечеря». St. Michael and All Angels Church

Но однажды церковный совет обратился к искусствоведу и реставратору Рональду Муру с просьбой реставрировать другую «Тайную вечерю» — сделанную в XIX веке копию работы Леонардо да Винчи, которая висит над церковным алтарем. Когда Мур пришел в церковь, он обратил внимание на менее заметное полотно, висевшее на боковой стене. «Оно было необычным, но тогда я не знал, насколько необычным, — рассказывает Мур. — Картина висела примерно в трех метрах от пола, и ее трудно было разглядеть без лестницы».

Больше трех лет Рональд Мур и его коллега Патрисия Кенни изучали картину размером более 3,6 на 1,5 метра. Они сняли пожелтевшие слои старого лака и исследовали живопись в ультрафиолетовом свете. В итоге им удалось разглядеть подпись TITIANVS, скрывавшуюся в левом нижнем углу картины, на черном кувшине, стоящем рядом со столом, за которым сидят Иисус и апостолы.

Подпись Тициана. Фото: Ronald Moore, Patricia Kenny

По мнению исследователей, картина была написана в венецианской мастерской Тициана между 1560 и 1580 годами. Над ней работало много учеников художника, в том числе, возможно, его сын Орацио. Следы индивидуальных стилей заметны при внимательном изучении картины. «Самая большая проблема заключалась в том, что головы нарисованы разными художниками, причем некоторые из них потрясающего качества», — говорит Рональд Мур. Он насчитывает как минимум пять разных художников, работавших над картиной. Видимо, в момент смерти Тициана от чумы в 1576 году картина еще оставалась незаконченной и была завершена силами учеников. По словам Мура, мастерская была «сплоченной группой художников, которые могли работать в стиле Тициана». Среди вероятных соавторов картины был Якопо Пальма, который, как известно, после смерти Тициана завершил его картину «Пьета». Также на «Тайной вечере» обнаружена монограмма другого ученика Тициана — Джироламо Денте.

В любом случае, Рональд Мур полагает, что и сам Тициан принимал участие в работе над картиной. «Я не могу определенно сказать, что Тициан выполнил прорисовку, но это ужасно похоже на него. Мало кто смог бы так смело нарисовать картину в таком масштабе. Очень важно, что не видно никаких следов spolvero [техника переноса изображения при помощи специального трафарета, применявшаяся учениками при копировании работ мастера]. В картине много pentimenti — изменений композиции, внесенных уже во время работы, которые указывают, что это был непрерывный творческий процесс. Такие изменения могли быть сделаны только под руководством мастера-живописца», — объясняет Мур.

Интересный результат дало применение программы распознавания лиц. При ее помощи Патрисия Кенни сопоставила лица апостолов с «Тайной вечери» и другие работы Тициана, в том числе автопортреты. Она показала, что внешность некоторых апостолов основана на лицах самого Тициана и двух его сыновей, Орацио и Помпонио.

Еще одно подтверждение нашлось в архивных источниках. Мур и Кенни смогли обнаружить письмо Джона Скиппи, где сообщается о приобретении картины Тициана в одном из венецианских монастырей. В Англию картина прибыла в 1775 году и вскоре подверглась реставрации, по отзывам Мура, довольно небрежной. К началу XX века, когда семья коллекционера решила подарить картину церкви, ее связь с Тицианом оказалась уже забытой.

До нынешнего открытия была известна лишь одна картина Тициана на данный сюжет. Она написана существенно раньше, в 1542–1544 годах, и хранится сейчас в Национальной галерее Марке в городе Урбино.

Бывший директор Института Варбурга и специалист по итальянской живописи Чарльз Хоуп считает, что «Тайная вечеря» из Ледбери — действительно венецианская картина середины XVI века, но сомневается, что Тициан лично участвовал в ее создании. Тем не менее он признает, что в одном путеводителе по живописи, опубликованном в 1674 году, есть упоминание о «Тайной вечере» «школы Тициана», находящейся в церкви монастыря Конвертитов на венецианском острове Джудекка. «Этот монастырь позже закрыли, и я думаю, что "Тайная вечеря" оттуда может быть картиной из Ледбери, — говорит Хоуп. — Тот факт, что [автор путеводителя] относит ее к школе Тициана, означает, что он был уверен, что это не Тициан, но понятия не имел, кто мог ее нарисовать». Эксперты по итальянской живописи из Национальной галереи в Лондоне пока не дали комментариев по поводу картины.

Рональд Мур намерен рассказать об исследовании картины в книге «Потерянная "Тайная вечеря" Тициана» («Titian’s Lost Last Supper: A New Workshop Discovery»), которая выйдет в свет в конце марта. Церковь же была вынуждена установить дополнительную сигнализацию для охраны шедевра и скоро установит еще и систему видеонаблюдения. Однако прихожане скорее довольны случившимся и говорят, что картина привлекает в их город всё больше гостей со всего мира.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).