будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
литература филология Уильям Шекспир искусственный интеллект компьютерная лингвистика
Ноябрь 26, 2019
Pro Science
Руссо Максим

Шекспир, Флетчер и искусственный интеллект

Шекспир, Флетчер и искусственный интеллект
ps_Shakespeare
Шекспир. Источник: Wikimedia Commons

Чешский исследователь Петр Плехач (Petr Plecháč) применил алгоритм машинного обучения, чтобы определить, какие части пьесы «Генрих VIII» сочинил Уильям Шекспир, а какие принадлежат его соавтору — драматургу Джону Флетчеру.

Историческая пьеса «Генрих VIII» посвящена разводу короля Генриха с Екатериной Арагонской и браку с Анной Болейн. Считается, что впервые она была сыграна в 1613 году на торжествах по поводу бракосочетания Екатерины Стюарт, дочери короля Якова I, и курфюрста Пфальца Фридриха V. Правда, чаще предполагается, что пьесой, написанной Шекспиром для этой свадьбы, была «Буря».

Пьеса оказалась последней, поставленной в театре «Глобус» Шекспиром. После двух или трех первых спектаклей на очередном представлении пьесы 29 июня 1613 года при выстреле из пушки, предусмотренном сюжетом, от случайной искры загорелась соломенная крыша театра, в итоге зрители благополучно спаслись, но сам «Глобус» сгорел до основания. Изначальное название пьесы — «Все истинно» (All Is True), название «Генрих VIII» появилось только в «Первом фолио» — печатном издании шекспировских пьес, вышедшем в 1623 году.

До середины XIX века «Генрих VIII» считался шекспировской пьесой. Но в 1850 году Джеймс Спеддинг опубликовал статью «Кто написал "Генриха VIII"?», где впервые высказал гипотезу, что над пьесой работали двое: Шекспир и его младший современник Джон Флетчер.

Родившийся в 1579 году Флетчер свои первые опыты в драматургии сделал совместно с Фрэнсисом Бомоном (около 1584-1616 гг.). Исследователи насчитывают более десятка написанных ими совместно пьес. Первой полностью самостоятельной работой Флетчера стала в театральном сезоне 1593-1594 годов комедия «Триумф женщины, или Укрощенный укротитель» — продолжение «Укрощения строптивой» Шекспира. Когда Шекспир покинул Лондон, именно Флетчер занял место драматурга при труппе «Слуги короля», и его пьесы ставились на сцене отстроенного после пожара «Глобуса». Умер Флетчер в 1625 году во время эпидемии чумы.

Пьеса «Генрих VIII» — не единственный пример совместного творчества Флетчера и Шекспира. Точно известно, что они вместе работали над пьесой «Два знатных родича» (поставлена в 1613-1614 годах, издана в 1634 г.). Шекспиру и Флетчеру также принадлежала утраченная пьеса «Карденио». Она упоминается под их авторством в регистре гильдии печатников, но ни одного экземпляра ее издания не сохранилось.

Совместная работа над произведениями не была столь редкой практикой в шекспировскую эпоху, как можно подумать. В последнем академическом издании произведений Шекспира, выпущенном в Англии три года назад, из 44 пьес 17 признаны написанными в соавторстве. Среди соавторов Шекспира был не только Флетчер, но также Томас Мидлтон (1580-1627, «Жизнь Тимона Афинского» и пьеса «Конец — делу венец», которая была дописана Мидлтоном после смерти Шекспира), Кристофер Марло (1564-1593, трилогия о Генрихе VI), Джордж Уилкинс (ум. 1618, «Перикл, царь Тирский»), Джордж Пил (1556-1596, «Тит Андроник»). В пьесе Томаса Кида (1558-1594) «Испанская трагедия» авторство Шекспира приписывают одной из сцен. А, например, пьеса «Арден из Фейвешема», изданная анонимно в 1592 году, сейчас считается совместным творчеством Шекспира и неизвестного лица.

Обычно при совместной работе драматурги распределяли между собой действия или отдельные сцены пьесы. Литературоведы делают предположения об авторстве тех или иных частей пьесы на основании стиля, сопоставляя его со стилем в точно атрибутированных пьесах этих же авторов. Именно на этом была основана и гипотеза Джеймса Спеддинга об участии Флетчера в работе над «Генрихом VIII», основным же критерием стало использование дополнительного слога в строке (одиннадцать слогов вместо десяти, положенных в правильном пятистопном ямбе). Позже для этой цели стали применять анализ частотности слов, наибольшую успешность этот метод приобрел с использованием компьютеров.

Со времен Спеддинга шли дискуссии по поводу распределения вклада Флетчера и Шекспира. Наиболее важное исследование провел в 1962 году американский филолог Сайрус Хой, который ориентировался на характерные черты каждого из авторов, например, использование Флетчером ye вместо you и 'em вместо them. После Хоя распределение текста Флетчера было уточнено другими исследователями (Хортоном, Айзеном, Мерриамом и пр.) в деталях. В итоге, сейчас наиболее распространена точка зрения, что Шекспиру в «Генрихе VIII» принадлежат первая и вторая сцены первого акта, третья и четвертая сцены второго акта, начало второй сцены третьего (до выхода короля) и первая сцена четвертого акта.

Петр Плехач решил поручить сравнение стилей искусственному интеллекту. Для обучения нейронной сети он использовал тексты пьес Шекспира («Зимняя сказка», «Буря», «Кориолан» и «Цимбелин») и Флетчера («Мсье Томас», «Валентиниан», «Бондука» и «Триумф женщины»). Затем нейросеть проанализировала текст «Генриха VIII», учитывая частотность слов и ритмические модели стиха.

В препринте своей работы, опубликованном на сервере arXiv.org, Плехач сообщает, что искусственный интеллект, как и предшествующие живые исследователи, пришел к выводу, что пьеса написана драматургами совместно. В основном распределение авторства, по версии нейросети, следует схеме, предложенной еще Спеддингом с учетом уточнений, которые сделал в 1979-1980 годах Томас Мерриам. Разногласия между людьми и искусственным интеллектом относятся к четвертому акту пьесы. Но, как отмечает Петр Плехач, еще в статье Спеддинга признавалось, что именно в этой части анализ не дает уверенных результатов.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).