будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
архитектура история искусства
Май 24, 2025
Pro Science
Лепорк Алексей

Соблазненная архитектура

Соблазненная архитектура
ps_3d67ae6e-b332-4e75-9719-aba410c0228e
Соблазненная архитектура

Издательство «Азбука» представляет книгу Алексея Лепорка «Соблазненная архитектура. Рубеж тысячелетия от утопии к WOW».

К семидесятым годам XX века от монотонности и прямых углов современности скучно стало всем (включая Л. И. Брежнева). Архитекторам, как оказалось, тоже. И тогда случилось чудо — архитектура проснулась. Одни играли с конструкцией, другие — с формой, третьи — с материалами, четвертые — со всем вместе. В результате мир стал по-новому завлекателен — от Сиднея до Осло. Все ринулись смотреть на новые здания, а города — соревноваться друг с другом. Именно тогда архитектура стала самым модным из искусств, а вскоре началась погоня за WOW. Архитектура еле поспевала в гонке за успехом, сильно поддавшись соблазну признания. Зато ее актуальность на рубеже тысячелетий была неоспорима, многообразие — неохватно. Проводником по искристому, хитро организованному миру современной архитектуры выступит искусствовед и архитектурный критик, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Алексей Лепорк. Его увлекательные эссе ставят нужные вопросы и оставляют заинтересованному читателю пространство для поиска ответов. А простых и однозначных решений в этом мире как будто и нет.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Николас Гримшоу.
Инженерные изыски

В славной троице английского хай-тека нет полного равноправия. Двое — Норман Фостер и Ричард Роджерс — равновеликие без сомнения. В одном больше неутомимого практика, в другом — дерзновенного мечтателя. А третий — Николас Гримшоу — в роли постоянного догоняющего. Вполне показательно, что первые стали лордами, а Гримшоу пришлось довольствоваться сэром Николасом. Курьез, но шанс на первую в жизни мегастройку выпал ему как раз у нас, именно он соорудил новый аэропорт Пулково. Аэропорт оказался схож с большинством его проходных работ, а их немало, гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд: масса офисов в Англии, Австралии, США, а также транспортных узлов и компонентов разных сложности и размера.

Гримшоу чуть моложе своих великих британских собратьев, он родился в 1939 году. Полученное им архитектурное образование практически аналогично случаям Фостера и Роджерса: сначала дома, затем в Америке; впрочем, перед Новым Светом была еще и Швеция, да и в Америке он был недолго. Но лучший час Гримшоу пришел много позднее, чем у других отцов-основателей хай-тека. Первые пятнадцать лет своей профессиональной жизни он проработал с Терри Фарреллом — крайне успешным лондонским середняком. Фаррелл — это примерно как наш Евгений Герасимов: ровная архитектура, совершенно приглаженная, без откровений, ее главная цель — счастье заказчика, всё увесисто и стабильно . Но в 1980-м Гримшоу отделился и пошел по другому пути — оттачивания конструкции.

Его настоящая слава началась с нового отсека (официально терминала, а на деле перрона) вокзала Ватерлоо для поездов, отправляющихся через туннель под Ла-Маншем (открыт в 1993 году). Это и вправду элегантное сооружение, хотя оценить всю красоту замысла — увидеть змеящуюся линию пути, укутанного в легкий металл, — можно только на фотографиях или с воздуха. Пассажиры довольствуются идеально тонко проведенным полукругом навеса над платформой и отменно кружевными металлическими оборочками в несколько рядов над этим полуциркулем . Они нарисованы так изящно, что кажутся абсолютным вышиванием из металлических нитей, но притом всё это рабочие и работающие конструкции. Это такой гиперманьеризм, tour de force игры c линией и в каком-то смысле соревнование в филигранности с роджерсовским Channel IV примерно того же времени.

Эти ажурные плетения стали фирменным знаком Гримшоу. В другой знаменитой работе — так называемых садах Эдема в Корнуолле (начиная с 2001 года) из них сотканы купола, это словно бы застывшие соты. В самих сотах пластиковые подушки, обеспечивающие специально созданный там микроклимат. В каждом из куполов он разный, это оранжерея новой генерации, продвинутый ботанический сад начала третьего тысячелетия, создается не просто климатическая среда, но определенный биом. За этим последовал и схожий экологический проект Ecorium в Сеуле. Аналогичное сооружение, но теперь уже для воды и ее поселенцев — растений и прочей живности, долго планировалось в графстве Бедфордшир. Там Гримшоу должен был устроить водные глади и аквариумы для Национального института исследований водной среды на площади в 40 га, в четыре раза больше райских садов, но после 15 лет обсуждений проект испарился. Показательно, что после переноса европоездов с Ватерлоо отсек Гримшоу оказался невостребованным, и долго обсуждалось предложение превратить его в ботанический сад, но в итоге всё присоединили к вокзалу. В этой ботанике, со всей наглядностью, и есть слияние с прадедушками, ведь и Хрустальный дворец Джозефа Пакстона 1851 года, символическая отправная точка современности, возник из превосходных английских инженерных конструкций оранжерей, их и по сей день в Англии сохранилось немало. Индустриальная революция сделала металлические каркасы сравнительно легкодоступными, а потому их быстро пустили на доброе, хоть и малополезное (овощей там не выращивали, импульсом для Пакстона был теплый домик для виктории-регии) дело. Так ведь и полукруглое перекрытие в самой сердцевине Ллойдса Роджерса мысленно сразу же отсылает именно к этим оранжереям и Пакстону. Остается только пожалеть, что из наших архитекторов никто в детстве ботаникой не увлекался.

Кроме конструкций, во многих постройках Гримшоу примечательны и материалы, он любит с кожей и оболочкой зданий экспериментировать, но без перебора и без откровений (как то случается у Херцога и де Мёрона). В этом его «материальная» английская выделка: поразить не может, но добротно, стильно и качественно — еще как. Практически как старые английские ткани — сносу нет.

Уже из этих главных работ видно, что Гримшоу — настоящий наследник лучших традиций британской индустриальной революции. Конструировать и заниматься естествоиспытаниями — врожденная страсть британских мальчишек середины XIX столетия. В нашем городе ему должен был понравиться железнодорожный музей на Садовой: всё можно повертеть руками и убедиться, как оно устроено и работает. Но со всей очевидностью именно эта техническая пытливость и сделала Британию великой и самой передовой страной позапрошлого века. На эту изобретательность все надежды и теперь, после Брексита.

Характерно, что Гримшоу любит, когда его сравнивают с крупнейшими английскими инженерами XIX века. Он был очень горд, что смог добавить лестницу в музей величайшего из них — Изамбарда Брунела. А на одного архитектурного критика, не добавившего в свою оду Гримшоу сравнение с Брунелом, так даже и обиделся. Это очень понятно. Ведь Брунел и при постройке Хрустального дворца был консультантом.

Правда, в отличие от великого прообраза, Гримшоу, видимо, не способен на кардинальную, дух захватывающую архитектурную идею (Фостер таки сравнялся с Брунелом в виадуке в Мийо). Но зато в задачах средней величины, в изощрении на конструктивные темы он мастер. Сделанный им британский павильон на Экспо в Севилье в 1992 году прославился отсветами и переливами струящихся потоков воды по главному фасаду здания из стекла и металла. Он умелец таких хитростей и примечательностей.

Но при этом Гримшоу не ювелир только и прежде всего, он умеет крепко строить. Так, в 1988-м на первом взлете самостоятельной карьеры он спаял мощный и толковый блок печатни газеты Financial Times на дальней окраине Лондона, напротив Гринвича. Точно так же и его свершения в аэропортном деле отличаются именно здравостью и удобством. Кроме работ над вторым и третьим терминалами Хитроу в Лондоне, он сделал новое крыло аэрогавани в Цюрихе (2004). Когда называют эту работу, сознание сначала ничего не подбрасывает, а потом вдруг вспоминается: да, такой довольно холодный, но абсолютно удобный терминал, всё более чем функционально.

В Пулково лучшей идеей была ребристая гигантская (климатоустойчивая!) крыша над всем терминалом. Но сильно эффектней это ему удалось в одной из самых последних построек — в навесе над трибуной ипподрома Керраг (The Curragh racecourse) в Ирландии: там это буквально сияющая медная пластина, зависшая над полем скачек.

В целом и хорошо, что в проекте Пулково не было никаких особенно головокружительных идей. Вот у Перро в Мариинке главной была золотая шаль, а сколько с ней возникло проблем. Может, если никаких сверхзадач не ставить, то вдруг качественно и добротно что-то и могут сделать? Как оказалось, в аэропорту — да. Нельзя сказать, что очень убедительно, бетон опор залит, прямо скажем, средне, да и сетки под потолком восторга не вызывают. Но по сравнению с тем, что у нас было, новый аэропорт вполне нормальный. Правда, на этом британская экспансия в основном закончилась. Начал Фостер, но почти ничего не смог, зато удалось Гримшоу. В Москве вдобавок шанс выпал еще и Аджайе (Бизнес-школа в Сколково), ну, а Фостер перестал соревноваться в России, до поры последним было его участие в работе жюри конкурса на башню Газпрома. Тогда он попытался убедить заказчиков в том, что нельзя на Охте строить 400 метров, вроде бы даже тайно предложил свой проект горизонтального офиса. Его, естественно, не послушали, а другой член жюри предал всё огласке. Так что полудоброе дело Фостера не прошло безнаказанно. Зато Роджерс вообще ни в каких конкурсах в России не стал участвовать. Вот и говори потом, кто самый здравый.

Лепорк Алексей
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).