будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сирия история цивилизаций Наука 2.0
Май 24, 2025
Pro Science
Муравьев Алексей

Специфику сирийской цивилизации можно понять на примере сирийских святых

Специфику сирийской цивилизации можно понять на примере сирийских святых
syria_fresco
Фрагмент фрески в монастыре Св. Моисея Абиссинского в Сирии. Источник: James Gordon/Flickr.com

Филолог, византинист Алексей Владимирович Муравьев рассказал Дмитрию Ицковичу и Анатолию Кузичеву об Арабском Халифате и сирийских святых в передаче «Наука 2.0» — совместном проекте информационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Перед вами не расшифровка беседы, а ее краткое содержание.

Сирийская субцивилизация (иначе - христианская арамеоязычная) есть часть цивилизации Христианского Востока. Она сложилась, вообще говоря, как многофакторная. Тут сыграли свою роль и еврейские, и месопотамские влияния. Но в религиозном и культурном отношениях сирийцы осознали необходимость опираться прежде всего на наследие греческой христианской традиции: это и Библия, и сочинения греческих писателей, прежде всего отцов церкви, и другие произведения. Таким образом сирийцы были чем-то вроде народа толмачей, переводчиков. Профессия переводчика (по-сирийски мтаргмáна) было очень почетной и важной у них. Затем уже и арабы использовали сирийцев в качестве передаточного звена для античной мудрости.

Надо учитывать, что в самом начале арабских завоеваний арабы, в большинстве своем, были неграмотны. Это были кочевники, бедуины. Но некоторые племена жили оседло не в Хиджазе, а в Месопотамии (Джазира и ас-Шамс), и вот их постепенно стали в Византии и сасанидском Иране использовать как защитников границ, своеобразных «казаков» поздней античности. И они контактировали с сирийцами. С другой стороны, сами сирийцы после завоевания Сирии и Месопотамии стали переводчиками и чиновниками у арабов. С течением веков проходил процесс арабизации, и многие сирийцы потихонечку переводили тексты, которые читались ими, с сирийского на арабский. Возникла христианская арабская литература.

Арабский Халифат был уникален тем, что располагался на землях принципиально различного культурного статуса. Скажем, что-то переводилось в Дамаске или Багдаде с сирийского, или в Самарканде с персидского - и моментально распространялось на все государство, вплоть до Испании, которая была, как известно, одной из частей арабского мира. Многие представления, культурные паттерны переходили из языка в язык, из культуры в культуру. Арабская культура многое заимствовала из сирийской, ведь даже слово «Коран» (al-Qur’an), как считают ученые, имеет сирийские корни – слово керьяна значит «сборник для чтения».

Поэтому для понимания средиземноморской культуры сирийская струя очень важна. Очень хорошо специфику сирийской субцивилизации можно почувствовать на примере сирийских святых. Святой по-сирийски - каддиша, а по арабски ал-киддис, это однокоренные слова, этот корень существует во всех семитских языках и обозначает, как считают лингвисты, нечто светлое, высокое и даже чистое. Святые были конечнео «чистыми», но в культурном смысле это были, прежде всего, люди, о которых читали. О них писались житийные повествования, «истории» (сир. ташьята) и даже целые житийные «романы».

Чем отличались сирийские святые от византийских греческих, римских или египетских? Сирийцы, коренные жители ближнего Востока - люди, как принято говорить, с горячей кровью, - очень старательно смиряли свой бурный темперамент, выработав особый сирийский тип аскетизма (греческое слово аскетизм значит «упражнение», а сирийцы говорили обычно мьятрута, «восхождение»). Этот радикальный аскетизм, «умерщвление плоти» «зажимание» физического состояния человека в крайних условиях (физически подчас действительно тяжелейших) помогали им преодолеть ограничения земного существования и восходить на вершины умозрения, которое и было целью сирийских аскетов или, как их называли в Сирии, ихидáйе, «одинокие».

Просто голодать неделями и обвязываться железными цепями так, что все тело покрывалось ужасными язвами, - ему было мало. Желая дойти до самых пределов усмирения плоти, он нашел яму, углубил ее и поселился в ней.

Сирийцы рано восприняли христианство (в I в.), - и от грекоязычных христиан приняли и греческую традицию календарного «почитания» святых. Поэтому в сирийском церковном календаре каждый день богослужебного года посвящен одному святому или нескольким – как и у православных христиан в России. Вообще, первыми святыми (после Христа и Богородицы) стали мученики. Известно, что, например, в Антиохии уже в IV в. было принято праздновать память всех мучеников в один день - пятницу. Постепенно начали появляться и другие типы святости, которые приобрели в Сирии, да и вообще на Востоке, большую популярность. Некоторые из них попали затем и в византийский и древнерусский обиходы; яркий пример - Симеон Столпник Старший, создатель нового вида аскетизма. Просто голодать неделями и обвязываться железными цепями так, что все тело покрывалось ужасными язвами, - ему было мало. Желая дойти до самых пределов усмирения плоти, он нашел яму, углубил ее и поселился в ней вместе с разными ближневосточными насекомыми и пресмыкающимися. После того как собратья вытащили его оттуда, он придумал еще более хитрую штуку. Он выбрал для жизни старую колонну (по-славянски «столп») - обломок древнего храма. Спать или сидеть на ее вершине места не было, поэтому он проводил все время стоя. И вот в таком положении стоя прожил почти два десятка лет, - в молитвах и беседах с людьми. Вот такой сирийский аскетизм. По его пути пошли затем многие сирийские, а потом и византийские подвижники.

Вообще, в сирийской традиции, несмотря на радикальное отстранение от мира, аскет, с одной стороны, начинает приобретать характер универсального символа, а с другой – становится центром некой целой большой социальной организации: вокруг столпов-колонн, на которых стояли такие подвижники, возникали целые монастыри и поселения. К столпу Симеона люди приходили с детьми, семьями, строили дома, жили месяцами и даже годами. Это как раз образец особой сирийской святости: человек выбирает практику не только, допустим, смирения плоти, но и некоего вертикального изменения своего состояния, - он поднимается вверх и физически, и духовно.

Второй пример сирийской святости - «Человек Божий» (гавра д-аллáха), как его называли в Сирии. В Византии, когда туда попала эта история, он стал называться Алексиос. Этот Алексий Человек Божий (а вместе с ним и имя «Алексей») был чрезвычайно популярен и в России - после крещения сына Михаила Федоровича Романова, Алексея Михайловича, будущего знаменитого «Тишайшего» царя. Так вот, в Сирии он назывался просто «Человек Божий», ибо особая тактика смирения этого святого выражалась в отказе от своей семьи, от своего имени и своей страны. По преданию, он происходил из знатной семьи и прибыл в Сирию «из Рима». Тут, правда, надо иметь в виду, что «Рим» в житиях того времени - это слово, которое значит просто «откуда-то с запада», может, из Константинополя, а может быть, еще откуда-то. Когда этого святого спрашивали, кто он такой, он ограничивался словами: «я просто чужак, странник» (ξένος). От этого слова «ксенос», видимо, и произошло его греческое имя Άλέξειος, похожее на имена греков, но все же отличное от них.

В Эдессе (город на территории нынешней восточной Турции, современное название - Урфа) его основным делом была молитва и аскетический труд, в которых он пребывал с утра до вечера. Сознательно выйдя за границы социума, он лишился не только имени и семьи, но и самого места в социальной организации. Окружающие его презирали, принимая за дурачка, а после его смерти - закопали на кладбище для чужеземцев. И затем весь этот тип подвижничества стал называться «аксенаюта» (по-сирийски) или ξενιτεία по-гречески, то есть «странничество».

Были у сирийских христиан и иные способы аскетического умаления плоти – одни питались травой (т. н. «воски», греч. βοσκοί), другие, как известный в Византии и на Руси сириец Иоанн Златоуст подолгу жили в пустыне, спали на голой земле.

Были у сирийских христиан и иные способы аскетического умаления плоти – одни питались травой (т. н. «воски», греч. βοσκοί), другие, как известный в Византии и на Руси сириец Иоанн Златоуст подолгу жили в пустыне, спали на голой земле, третьи оставались в городах, т. н. «сыны и дочери Завета». Некоторые из этих видов подвижничества очень сильно повлияли на византийцев, а через них – и на Русь. Неслучайно, читая про подвиги св. Сергия Радонежского и его учеников, мы вспоминаем то Симеона, то Алексия. Сирийцы создали во многом христианский аскетический тип поведения, так что он стал неотрывным от облика христианина. Многие сирийские писатели – мар Афрем (известный как Ефрем «Сирин», т.е. сириец), Симеон Меспопотамский (его труды ходили под именем «Макария Великого») мар Исхак Ниневийский (у греков - Исаак «Сирин») описали сирийскую святость как парадигмальную, как образец. На основании их произведений мы можем лучше представить себе быт и жизнь сирийцев в поздней античности и раннем средневековье. Сирийская субцивилизация – христианская по своей сути и знание о сирийских святых помогает понять не только сирийцев далекого прошлого, но и византийцев и нашу Древнюю Русь не только со стороны их плодов, но и со стороны их корней, к которым принадлежит и сирийская субцивилизация, культура арамеоязычных христиан поздней античности.

Муравьев Алексей
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).