будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Греция античность археология история
Август 6, 2016
Pro Science
Руссо Максим

Свидетельство «Килоновой скверны»

Свидетельство «Килоновой скверны»
Shackled-wrists
Останки из Фалиро Дельта. Источник: Alexis Konstantinidis / Reuters

Массовое захоронение VII века до н. э. найдено на древнем кладбище Фалиро Дельта в пригороде Афин. Ученые полагают, что обнаружено свидетельство так называемой «Килоновой скверны» – жестокой расправы над участниками мятежа, поднятого афинянином Килоном, пытавшимся захватить власть в городе.

Могильник Фалиро Дельта был открыт сравнительно недавно в муниципалитете Палео-Фалиро, когда там начались масштабные работы по возведению здания оперного театра и библиотеки («Культурного центра фонда Ставроса Ниархоса»). Теперь на этом месте работают археологи, а позднее рядом с оперой там планируют создать открытую археологическую зону, куда будут допускаться туристы. Ученые установили, что кладбище использовалось с VIII по V век до нашей эры. Сейчас там найдены тела более полутора тысяч человек. Археолог Стелла Хриссулаки говорит, что в Фалиро (Фалероне, как называли его в древности) было кладбище для бедных афинян, тогда как знатные и богатые покоились на кладбище в районе Керамик.

 

Кувшин с черепом ребенка с кладбища Фалиро Дельта. Распространенный в Древней Греции способ детских погребений

Недавно в кладбище Фалиро Дельта были обнаружены две братские могилы со скелетами восьмидесяти человек. В одной из могил они были похоронены бок о бок в длинном ряду, во второй тела были свалены в кучу. У 36 погребенных руки были скованы над головой, а у одного еще и связаны ноги. Судя по состоянию зубов, все погребенные были молодыми здоровыми мужчинами.

 

Раскопки массового захоронения в Фалиро Дельта

Еще предстоит подробное исследование останков специалистами по физической антропологии, изотопный анализ костей и изучение древней ДНК, но ученые уже сейчас убеждены, что нашли останки жертв одного из политических кризисов Древних Афин. Более того, они считают весьма вероятным, что эти люди были схвачены и жестоко убиты в ходе события, которое позднее назвали «Килоновой скверной».

 

Скованные скелеты

 

Останки из второго захоронения

Килон был знатным и богатым афинянином. К тому же на олимпийских играх 640 года до нашей эры он одержал победу в беге на два стадия. Олимпийские победители считались особо отмеченными милостью богов, и их слава и влияние в родном городе всего были велики. Женился Килон на дочери Феагена – тирана города Мегары, что находится к северо-западу от Афин. Поддержка тестя еще больше укрепила позиции Килона и он решился на отчаянный шаг – поднять в Афинах мятеж, чтобы захватить единоличную власть в городе, стать тираном Афин. У Килона было немало друзей и сторонников, Феаген обещал прислать воинов ему на помощь, в Афинах было немало недовольных жизнью бедняков, чью поддержку было легко заполучить. Но Килон все-таки колебался.

В конце концов, он решил обратиться к оракулу Аполлона в Дельфах с вопросом, пытаться ли ему захватить власть в родном городе. В ответ, как рассказывает историк Фукидид, «бог изрек прорицание: на величайшем празднике Зевса Килон должен овладеть афинским акрополем» (перевод здесь и далее Г. А. Стратановского). Килон счел, что величайший праздник Зевса – это дни олимпийских игр, посвященных Зевсу Олимпийскому. И вот в 632 году до н. э. он со своими приверженцами и с отрядом, который прислал ему Феаген, захватил акрополь.

Но жители Афин, даже притесняемые знатью бедняки, не поддержали Килона. Пророчества оракула часто обманчивы. Ведь, как замечает тот же Фукидид, Килон мог выбрать не тот праздник Зевса. Например, для Аттики большое значение имел праздник Диасии, тоже посвященный Зевсу.

Далее, по рассказу Фукидида, произошло следующее: «Едва об этом событии узнали в городе, как жители толпами сбежались с полей и, расположившись перед акрополем, осадили Килона с его приверженцами». Прошло время, осажденные начали страдать от голода и жажды, но не хотели сдаваться. «Килону и его брату удалось бежать. Остальные же, находясь уже при смерти, сели у алтаря богини, как умоляющие о защите». Людей, находившихся, у алтаря нельзя было убить, это было бы святотатством, оскорбляющим Афину Палладу. По той же причине было невозможно просто дождаться, пока они умрут от голода.

Во время переговоров архонт Мегакл убедил осажденных покинуть акрополь и прийти на суд Ареопага. Плутарх сообщает, что сторонники Килона все равно боялись расправы, поэтому привязали длинную веревку к алтарю Афины и двинулись к Ареопагу, держась за нее руками. От Ареопага до Пропилей – входа на Акрополь – даже по извилистым дорожкам вряд ли более 250 метров, если же считать от Парфенона, то идти им предстояло всего около 400 метров, но благополучно добраться им так и не удалось. По словам Плутарха, веревка неожиданно порвалась. Многие полагают, что ее нарочно обрубили мечом. Возможно, это сделал лично Мегакл. По крайней мере, именно он воскликнул, что богиня отвергает мольбу осажденных, и приказал хватать их. Несчастных забрасывали камнями и закалывали мечами. Убили даже тех, кто успел укрыться в священной роще Эвменид, находившейся рядом с Ареопагом.

Так закончился мятеж Килона и свершилась Килонова скверна. Словом «скверна» переводится греческое μίασμα, обозначающее грех, которых лежит на святотатцах и убийцах. В первую очередь проклятие касалось самих преступников, затем оно охватывало их родственников, а потом и всех жителей города, где свершилось кощунственное убийца.

Было немало знаков, свидетельствовавших, что Афина разгневана. Зловещие знамения, эпидемии, поражения в войне с мегарянами, потеря острова Саламин... Людей, участвовавших в расправе над сторонниками Килона, стали называть проклятыми. В 596  году афиняне провели суд над теми, кого затронула Килонова скверна. В основном это были представители знатного рода Алкмеонидов, к которому принадлежал Мегакл и другие архонты, руководившие расправой. Живых постановили изгнать из Афин, а останки мертвых выкопать и выбросить за пределы Аттики.

Потом изгнание Алкмеонидов повторялось в Афинах еще дважды, все по тому же обвинению в Килоновой скверне. Обвинение в давнем святотатстве стали способом политической борьбы между влиятельными кланами. Когда при Перикле противостояние Афин и Спарты еще не вылилось в отрытую войну, спартанцы требовали от афинян изгнать Перикла, полагая, что это ослабит конкурентов. Предлог был все тем же, ведь мать Перикла Агариста принадлежала к роду Аклемеонидов (афиняне отвечали требованиям изгнать из Спарты причастных к другому святотатственному преступлению). Парадоксально, что, если сам мятеж Килона был незначительным эпизодом и не оказал особо влияния на афинскую историю, то обвинения в Килоновой скверне стали важным фактором политической жизни Афин на протяжении почти двухсот лет.

Однозначного подтверждения, что похороненные в братских могилах в Палео-Фалири люди погибли во время мятежа Килона, нет. Найденные рядом с костями две небольшие вазы датируются 675 – 650 годами, что близко к дате мятежа, но все-таки чуть раньше. Но археологи надеются, что сумеют установить истину.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).