будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Великобритания археология исследования история кельты наука фольклор
Ноябрь 13, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Священные зайцы и куры

Священные зайцы и куры
ps_hare-2240059_1280
Заяц

Археологическое исследование показывает, что хотя куры и зайцы-русаки были завезены в Британию людьми, долгое время они не использовались в пищу.

Ученые из Эксетерского, Лестерского и Оксфордского университетов проанализировали самые древние на территории Великобритании находки костей зайцев-русаков и кур. Кости были найдены на участках в Хэмпшире (Хоутон-Даун, Уэстон-Даун, Виннал-Даун и Уинклбери-Кэмп) и Хартфордшире (Блэкхорс-роуд). После радиоуглеродного датирования ученые установили, что  зайцы и куры были завезены на остров в железном веке, между V и III веками до н. э. Примечательно, что все животные были захоронены бережно и целиком, а их кости не несут следов разделки. Пищей для жителей Британии куры и зайцы стали только в римскую эпоху. При римлянах в Британию также были завезены кролики.

Особый статус зайцев и кур у древних британцев подтверждает Юлий Цезарь, писавший: «Есть зайцев, кур и гусей считается грехом [в Британии], однако их держат для забавы («Записки о Галльской войне». V. 12. Перевод М. М. Покровского). Автор III века нашей эры Дион Кассий писал, что царица Боудикка, поднявшая восстание против римской власти, перед битвой выпустила священного зайца, чтобы предсказать итог сражения.

Не только в Британии, но и во многих местах континентальной Северной Европы с зайцами были связаны различные обряды весенних праздников, которые в христианский период превратились в пасхальные праздники.

Предполагается, эти животные были связаны с германской богиней, праздник которой отмечал приход весны. Ее имя зафиксировал историк VII–VIII веков Беда Достопочтенный в сочинении «О счете времен». Он писал: «Эостур-монат (Eosturmonath), [название которого] сегодня значит «пасхальный месяц», прежде звался так по имени их [англосаксов] богини Эостры (Eostre), в чью честь в этом месяце устраивался праздник. Ныне они зовут её именем пасхальное время (Paschale tempus), даруя радостям нового праздника старое, привычное название». К этому имени восходит и современное английское слово Easter, означающее христианский праздник Пасхи. В древневерхненемецком языке эта богиня звалась Остарой.

В XIX веке английский историк Чарльз Элтон предположил связь между народными обычаями Лестершира, в которых фигурировали зайцы, и культом Эостры. Дальнейшее развитие эта гипотеза получила в трудах Чарльза Биллсона, который считал, что заяц был священным животным на весеннем празднике древних британцев.

Возглавлявшая нынешнее исследование профессор Эксетерского университета Наоми Сайкс (Naomi Sykes) говорит: «Пасха – важный британский праздник, но ни один из его знаковых элементов не является родным для Британии. Идея, что куры и зайцы изначально имели религиозные ассоциации, не удивительна: как показали межкультурные исследования, экзотическим вещам и животным часто присваивается сверхъестественный статус. Исторические свидетельства указывают, что куры и зайцы были слишком особенными, чтобы их можно было есть, и вместо этого они ассоциировались с божествами: куры — с богом железного века, сходным с римским Меркурием, а зайцы — с неизвестной богиней. Религиозные ассоциации зайцев и кур существовали и в римский период. Однако археологические свидетельства показывают, что, по мере увеличения их численности, зайцев и кур всё чаще употребляют в пищу, зайцев даже разводят в качестве скота. Вместо того, чтобы быть захороненными  индивидуально, кости зайцев и куриц выбрасываются в пищевые отходы».

После того как римляне покинули Британию, наступил период экономического и социального упадка, разводить зайцев и охотиться на них перестали. Численность зайцев значительно снизилась, а кролики вовсе исчезли на острове. Этим объясняется небольшое количество останков этих животных до средневекового периода. Куры тоже испытали сокращение численности, но спустя некоторое время она резко выросла. Вероятно, это связано с тем, что в VI веке святой Бенедикт запретил употребление мяса четвероногих животным во время постов. Его правила широко распространились в X–XI веках, увеличивая популярность кур и яиц в качестве пищи.

Исторические и археологические данные показывают, что кролики были повторно завезены в Великобританию в качестве элитной пищи в XIII веке. К XIX веку они значительно распространились, поэтому в викторианскую эпоху во многих традициях пасхальных праздников кролики заменили зайцев. Английским детям стали рассказывать, что яйца на Пасху несет кролик.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).