будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
мифология палеонтология фольклор
Август 3, 2014
Pro Science
Руссо Максим

Святая Хильда, бог Вишну и аммониты

Святая Хильда, бог Вишну и аммониты
ps_ammonite_fossils
Окаменелости аммонитов. Источник: Bryan Costin/Flickr

В прошлый раз разговор об орудиях богов-громовержцев привел нас к обсуждению роли, которую играют окаменевшие раковины головоногих моллюсков белемнитов в мифологии и фольклоре. Однако белемниты – не единственные окаменелости, проникшие в область народных традиций.

Немало преданий связано с аммонитами. Как и «чертовы пальцы» белемниты, аммониты были головоногими моллюсками. Они плавали в древних морях с девонского до мелового периода. Мягких частей аммонитов не сохранилось, но многим знакомы их характерные спиралевидные раковины.

С этой формой связана самая распространенная легенда о происхождении аммонитов. В ней они предстают как окаменевшие змеи. Эта легенда отражена в народном английском названии аммонитов – snakestones «змеиные камни». Как правило, говорят, что змеи превратились в камень по молитве кого-нибудь из святых, решившего избавить местность от засилья ядовитых змей.

В Северном Йоркшире эту историю рассказывали про святую Хильду, первую настоятельницу монастыря Уитби, основанного в 657 году. В окрестностях монастыря действительно и по сей день часто находят аммонитов, благодаря геологической формации Blue Lias. Позднее палеонтологи честь святой Хильды дали одному из родов аммонитов юрского периода латинское название Hildoceras.

 

Аммонит, названный в честь святой Хильды (Hildoceras sp.)

Надо признать, что местные мастера-камнерезы слегка «подправляли» аммонитов, вырезая у них змеиные головы, и продавали в качестве реликвий.

Аммонит со змеиной головой

Три таких улучшенных аммонита изображены на гербе города Уитби. Еще один аммонит с головой змеи вделан в стену Колледжа святой Хильды в университете английского города Дарем. Небольшие экземпляры аммонитов студентки из Колледжа святой Хильды порой носили в качестве кулонов.

 

Герб Уитби

История о святой Хильде и змеях упоминается в поэме Вальтера Скота «Мармион», где монахиня из монастыря Уитби рассказывает:

… О том, как Хильда в чаще леса

Святой молитвою своей

Преображала в камни змей.

Такие кольца из камней

Находим мы в монастыре… (перевод Василия Бетаки)

Альфред Кречер (Alfred Kracher) из Университета штата Айова связывает легенду о святой Хильде и змеях с церковным собором, проходившем в монастыре Уитби в 664 году. На нем решалось, каких богослужебных правил будет придерживаться христианская церковь Англии: принятых в римском католичестве или в христианской церкви Ирландии. Отличия касались, например, способа вычисления даты Пасхи, из-за чего этот праздник в кельтских христианских общинах и в общинах, придерживавшихся римского обряда, приходился на разные дни. Были и другие различия. В диспуте победили представители Рима, что надолго определило церковную историю Англии. По мнению Кречера, легенда Хильде и змеях возникла позднее, под влиянием истории о святом Патрике, изгнавшем змей из Ирландии.

 

Святая Хильда с аммонитом в руке

Другой известный центр распространения аммонитов в Англии – это городок Кейншем в графстве Сомерсет. Местных аммонитов сопровождает аналогичная легенда. В ней избавление от ядовитых змей оказывается заслугой святой Кейн, которая жила отшельницей в лесу.

На острове Скай аммониты были известны как crampstones «судорожные камни». Их применяли для лечения судорог у коров, омывая сведенные спазмом мышцы водой, в которую ранее на несколько часов клали аммонит. В Корнуолле считали, что укушенное змеей животное животное спасется, если выпьет такой воды.

Волжские булгары также считали аммонитов окаменевшими змеями и использовали в народной медицине, прикладывая к больному месту. Чуваши называли их селек хуране «котелок с соплями» из-за желто-зеленых кристаллов кальцита, которые встречаются внутри раковин. В Поволжье была легенда, что аммониты – это «караваи Разина», которые разбойник и чародей, каким Разин представал в народных преданиях, осужден грызть вместо хлеба.

 

Раковина аммонита в разрезе.

Перенесемся с Британских островов в Индию, где аммониты окружены религиозным почитанием. В вишнуистском индуизме есть понятие «шалаграма-шила» – воплощение бога Вишну в округлом черном камне. Такие камни обязательно присутствуют в домашних алтарях брахманских вишнуистских семей, в которых они передаются по наследству. Ожерельями из шалаграма-шила украшают изображения божеств. В природном рисунке на камнях видят изображения атрибутов Вишну: лотоса, булавы, раковины, диска. Часто эти камни – черная речная галька, но особо ценятся шалаграма-шилы, найденные в русле реки Гандаки в Гималаях. Они представляют собой аммониты.

Шалаграма-шила

В Северной Индии существует любопытная церемония Туласи-виваха. Это бракосочетание священного растения туласи (вид базилика Ocimum sanctum) с шалаграма-шилой, то есть свадьба растения и ископаемого моллюска. Базилик туласи предстает как супруга Вишну Лакшми, а аммонит – как сам Вишну. Известный религиовед сэр Джеймс Джордж Фрэзер упоминает, что раджа княжества Орчха однажды потратил на такую свадьбу около тридцати тысяч фунтов. В свадебной процессии, сопровождавшей аммонита к жене, были восемь слонов, тысяча двести верблюдов и четыре тысячи лошадей.

Кратко упомянем некоторые другие ископаемые, играющие роль в фольклоре. Членики ископаемых морских лилий в Англии называли четками святого Гутберта (St. Cuthbert's beads), а в Германии пфеннигами святого Бонифация. Окаменевшие раковины моллюсков родов Gryphaea и Exogyra были известны как ногти дьявола (Devil's toenails). В Шотландии эти «ногти дьявола» применялись в виде порошка при болях в суставах, а также добавлялись в корм скоту. Отпечатки крупных ракоскорпионов рода Pterygotus в той же Шотландии называли «крыльями херувимов». Останки плезиозавров и ихтиозавров, попадавшиеся в окрестностях Уитби, считали костями ангелов.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).