будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Австралия география история
Февраль 8, 2015
Pro Science
Руссо Максим

Трагедия на острове Бикон

Трагедия на острове Бикон
ps_Ongeluckige_voyagie_vant_schip_Batavia_Plate_3
Иллюстрация из книги «Путешествие на "Батавии"». 1647.. Источник: Wikimedia Commons

Буревестник, гнездившийся на острове Бикон, недалеко от западного побережья Австралии, разрыл землю и вытащил на поверхность человеческий зуб. Из-за этого участникам археологической экспедиции, которые работали на острове последний день, пришлось немного задержаться. В результате они раскопали захоронение XVII века, которое стало одиннадцатым обнаруженным на острове с 1990-х годов. Все эти люди погибли в 1629 году, когда произошла одна из самых трагических истории в освоении Австралии – кораблекрушение «Батавии».

Судно «Батавия» принадлежало Нидерландской Ост-Индской компании. Оно было построено в 1628 году в Амстердаме и отправилось в свой первый и, как оказалось, последний рейс к острову Ява за пряностями. Экспедицией командовал Франциско Пелсарт (Francisco Pelsaert), в Ост-Индской компании его должность называлась opperkoopman («старший купец»). Капитаном корабля был Ариан Якобс (Ariaen Jacobsz). На борту был 341 пассажир. Среди экипажа был обанкротившийся фармацевт Иероним Корнелис (Jeronimus Cornelisz), занимавший в компании должность onderkoopman, «младшего купца». На борту было немало денег и ценностей, принадлежавших Ост-Индской компании. «Батавию» сопровождало несколько других судов.

 

Современная копия «Батавии».

Во время плавания Якобс и Корнелис решили захватить судно. Когда «Батавия» покинула Капстад (нынешний Кейптаун), они воспользовались тем, что Пелсарт был болен лихорадкой, и оторвались от других кораблей. Но поднимать открытый мятеж Якобс и Корнелис некоторое время не решались. «Батавия» все больше удалялась от намеченного маршрута к Яве. Наконец, заговорщики решили устроить провокацию. Подговоренные матросы напали на одну из пассажирок – Лукрецию ван дер Милес, которая направлялась на Яву к мужу. Они вытащили ее на палубу и изнасиловали. Якобс и Корнелис рассчитывали на то, что карательные меры, которые предпримет Пелсарт, спровоцируют мятеж среди матросов. Но подчиненные Пелсарту солдаты быстро взяли ситуацию под контроль. Франциско Пелсарт должен был выбрать, как поступить с преступниками. Суровое наказание могло вызвать бунт, бездействие убедило бы их в том, что им все сойдет с рук. Но принять решение ему не пришлось.

 

Гибель «Батавии» и спасение экипажа

4 июня 1629 года «Батавия» налетела на риф. В результате кораблекрушения 40 человек утонули. Остальные успели спастись, переправившись на небольшой островок. «Батавия» вскоре затонула на небольшой глубине. Островок, где очутились экипаж и пассажиры, и был тем самым островом Бикон, тогда еще безымянным. Стоит помнить, что в 1629 году европейцы еще только-только узнали о существовании австралийского континента. К этому моменту берега Австралии посетило пять голландских мореплавателей: Виллем Янсзон (1606), Дирк Хартог (1616), Фредерик де Хаутман (1619), Ян Карстенс (1623), Франс Тейсен (1627). Плавание Абеля Тасмана состоялось лишь в 1642 году.

 

Место кораблекрушения.

Итак, люди оказались на небольшом необитаемом острове. Вокруг находилось еще несколько островов, в пятидесяти с лишним километрах к востоку лежал неизведанный материк. Франциско Пелсарт выяснил, что пресной воды на острове нет, а пищи крайне мало: только птицы и морские львы. Пелсарт, Якобс, несколько членов экипажа, солдат и пассажиров отправились на девятиметровом баркасе на материк, чтобы найти воду. Воду не обнаружили. Тогда Пелсарт решил плыть на баркасе на Яву в порт Батавия (современная Джакарта), чтобы привести помощь. Удивительно, но они добрались до туда после 33 дней плавания. На баркасе было более двадцати человек, все выжили.

Так как среди пассажиров баркаса были верные Пелсарту солдаты, капитан Якобс ничего не мог сделать. Губернатор Батавии арестовал матросов, виновных в нападении на Лукрецию ван дер Милес. Якобс также был арестован по подозрению в мятеже. К месту кораблекрушения был отправлен корабль под командованием все того же Пелсарта для спасения людей и подъема ценностей с затонувшего судна. Спасательная экспедиция достигла острова за 50 дней. Но все то время, пока Пелсарт добирался до Явы и обратно, на острове происходили трагические события.

Оставшихся на острове людей возглавлял Иероним Корнелис. Он понимал, что Пелсарту известно о его участии в заговоре, и рассчитывал, что ему удастся захватить судно, которое придет на помощь, а также завладеть сокровищами с затонувшей «Батавии». Но для успеха ему надо было окружить себя исключительно надежными союзниками. Корнелис приказал собрать все оружие и запасы провианта, чтобы контролировать оставшихся на острове. Затем он решил избавиться от верных Пелсарту солдат, отправив их на один из соседних остров с заданием найти воду и пищу. Корнелис рассчитывал, что там они погибнут.

Затем Корнелис и верные ему люди постепенно избавлялись от прочих обитателей острова. Сначала Корнелис приказывал казнить человека по обвинению в совершенном преступлении, чаще всего в краже продовольствия. Затем начались расправы просто без повода. В результате были убиты в общей сложности по меньшей мере 110 человек.

Однако выяснилось, что отправленные на другой остров солдаты не только выжили, но и нашли воду. Как было приказано Корнелисом, они подали дымовой сигнал о своем успехе, не догадываясь, что творится по соседству. Однако часть обитателей острова Бикон сумела бежать к ним и предупредить о намерениях Корнелиса. Солдаты вооружились подручными средствами и соорудили укрепление из обломков кораллов и камней.

Иероним Корнелис и его сообщники, припасы которых истощились, напали на соседний остров, но солдаты успешно отражали их атаки. Во время одной из попыток штурма они даже захватили в плен самого Корнелиса. Мятежников возглавил Ваутер Лос (Wouter Loos). Он организовал новый штурм острова и почти добился успеха, но в это время подошел посланный с Явы корабль. Скоро все мятежники были окружены и схвачены.

Франциско Пелсарт провел суд над бунтовщиками прямо на острове. Иероним Корнелис и еще семь человека были приговорены к смерти. Им отрубили правую руку, а потом повесили.

 

Казнь Иеронима Корнелиса и его сообщников

Остальные мятежники были доставлены в Батавию, где губернатор, рассмотрев дело, приказал повесить еще пятерых, а Якопа Питерса (Jacop Pietersz), который был вторым после Корнелиса главарем мятежников, подвергнуть колесованию. Прочих приговорили к наказанию плетьми. Ариан Якобс, не смотря на пытки, так и не признался в причастности к заговору, поэтому из-за недостатка доказательств казнен не был. Дальнейшая его судьба неизвестна, возможно, он умер в тюрьме в Батавии.

Интересна судьба еще двух приговоренных. Ваутера Лоса и одного примкнувшего к бунтовщикам юнгу Пелсарт не стал казнить по причине несовершеннолетия. Но они были оставлены на диком берегу неизвестного материка. Позднее английские поселенцы обращали внимание, что у аборигенов, живущих в этом регионе необычно светлая кожа. Из-за этого возникла гипотеза, что два брошенных моряка были приняты в одно из племен. Более того, позднее было установлено, что среди представителей австралийского племени нанда (амангу) встречается группа крови, типичная для жителей нидерландского Лейдена. Однако необязательно, что причиной этого были именно Ваутер Лос и юнга. Аборигены западного побережья могли контактировать и с другими европейцами, выжившими после происходивших в этом районе кораблекрушений, например, с моряками корабля «Зёйтдорп», погибшего в 1712 году.

Был наказан и Франциско Пелсарт. Власти сочли, что он не имел полномочий производить казни на острове. Но его наказание было только финансовым. Он был в 1629 году избран в правительство Батавии. Известно, что Пелсарт принимал участие в экспедиции на Суматру в 1630 году и, видимо, вскоре после этого умер, так как к исполнению своих новых обязанностей в Батавии он так и не приступил.

Солдат Нидерландской Ост-Индской компании Виббе Хайес (Wiebbe Hayes), который возглавил сопротивление мятежникам, был повышен в звании до сержанта, позднее стал лейтенантом. Всего из плывших на «Батавии» людей до Явы благополучно добрались 68 человек.

История «Батавии» стала известна благодаря опубликованным в 1647 году запискам Франциско Пелсарта Ongeluckige voyagie van 't schip Batavia («Несчастливое путешествие судна «Батавия»). Позднее история «Батавии» послужила темой для нескольких романов, стихотворений, пьес для радиотеатра, документальных книг. В 1995 году был снят документальный фильм Batavia Wreck, mutiny and murder. 11 мая 2001 года в Мельбурне состоялась премьера оперы «Батавия», написанной австралийским композитором и дирижером Ричардом Миллсом.

В 1995 году в нидерландском городе Лилестад была построена копия корабля «Батавия». Постройка, инициатором и руководителем которой стал корабел Виллем Вос, длилась десять лет. В 1999 году новая «Батавия» была доставлена в Австралию, где выставлялась в Морском музее в Сиднее. В Австралии «Батавия» была спущена на воду и совершала самостоятельные плавания. Во время олимпийских игр 2000 года она была названа флагманом нидерландской сборной. В 2001 году «Батавия» вернулась в Лилестад.

Большая часть груза «Батавии» была поднята со дна тогда же, в 1629 году. В 1950-е годы историк Генриетта Дрейк-Брокман после длительного изучения архивов пришла к выводу, что место кораблекрушения находится в архипелаге Аброльос, точнее в той группе его островов, которая называется островами Валлаби. В начале 1960-х журналист Хью Эдвардс вместе с Дрейк-Брокман организовал на острова несколько поисковых экспедиций. В установлении точного места гибели судна у острова Бикон помог рыбак Дейв Джонсон, который заметил старинный якорь, когда ставил на дне ловушки на омаров.

 

Современная фотография острова Бикон

В 1970 – 1974 года морским археологам из Музея Западной Австралии под руководством Джереми Грина смогли поднять на поверхность несколько пушек, якорь, другие предметы, а также фрагменты левого борта «Батавии». Часть пушек и якорей не были извлечены из воды, а превратились в экспозицию своеобразного «подводного музея», который любят посещать дайверы.

 

Пушка с «Батавии»

Археологические работы проходили и на острове. Как мы уже говорили, найденный скелет стал 11 по счету. Он находился на глубине полутора метров под землей. Среди костей были обнаружены две мушкетные пули. Специалисты-антропологи определили, что скелет принадлежит подростку.

 

Найденный скелет (ABC News: Sarah Taillier)

Интересно, что зуб, который откопала птица, как выяснилось, не принадлежит найденному скелету. Значит, где-то рядом есть еще одно захоронение.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).