Знаменитый алмаз Хоупа из Музея естественной истории при Смитсоновском институте в Вашингтоне продолжает преподносить сюрпризы ученым.
Достоверно зафиксированная история алмаза начинается в 1812 году, когда он находился в коллекции лондонского торговца алмазами Даниэля Элисона. Дальше вновь недолгое темное пятно: по некоторым данным, алмаз был куплен королем Георгом IV, но в королевских архивах нет никаких указаний на то, что он когда-то был собственностью королевской семьи. После смерти короля, по уверению некоторых источников, алмаз был украден его последней любовницей Элизабет Коннингем, а, по словам других, просто был тайно продан в числе других драгоценностей, чтобы хоть покрыть огромные долги короля. В любом случае в 1830-х годах он оказался во владении семьи лондонских банкиров Хоупов, благодаря чему получил свое название. Сменив нескольких владельцев, алмаз оказался в США, где, в конце концов, в 1958 году был подарен Смитсоновскому институту.
Но многие давно думали, что прекрасный голубой алмаз был знаменит и до 1812 года, только под другим названием. В революционном Париже в сентябре 1792 года, когда Людовик XVI уже был заключен под стражу, патруль Национальной гвардии однажды заметил людей, совершавших кражу из здания, где хранилась королевская сокровищница. Задержать преступников не удалось, пропали драгоценности на огромную сумму, в том числе ряд знаменитых алмазов. Часть из них впоследствии удалось обнаружить, но другие исчезли навсегда. Среди исчезнувших был и алмаз Le bleu de France («Французский голубой»), купленный в 1669 году Людовиком XIV у знаменитого торговца драгоценностями Жана-Батиста Тавернье за 220 тысяч ливров, что соответствовало тогда 147 килограммам чистого золота.
Подозрения, что Алмаз Хоупа – это и есть «Французский голубой», только подвергшийся переогранке, возникли давно, но доказано это было лишь в 2005 году. Франсуа Фарж (François Farges), профессор минералогии парижского Национального музея естественной истории, обнаружил тогда в запаснике музея свинцовую копию «Французского голубого». В XVII–XVIII веках ювелиры часто изготавливали такие копии драгоценных камней, чтобы при необходимости планировать их переогранку. Сопоставление формы свинцовой копии, сохранившихся описаний «Французского голубого» с алмазом Хоупа, окончательно убедили исследователей в том, что это один и тот же камень.
Теперь же Франсуа Фарж и куратор минералогической коллекции Смитсоновского института Джеффри Пост совместно занялись выяснением причин довольно необычной огранки «Французского голубого». Сохранились свидетельства, что Людовик XIV носил этот камень закрепленным в золотой оправе в качестве оригинальной заколки или запонки, скреплявшей голубой шейный платок короля. Компьютерное моделирование показало, что в старой огранке алмаз, помещенный на золотой фон, вызывал у зрителя иллюзию маленького солнца с семью лучами, находящегося внутри камня. Так что на шее Короля-Солнца действительно сверкало солнце. Видимо, подразумевалось и сходство с королевским гербом Франции, где на синем фоне располагались золотые лилии.
Смитсоновский институт планирует изготовить из фианита копию камня в старой огранке, чтобы посетители музея могли видеть, как выглядел «Французский голубой».