будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история реставрация
Май 21, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Возвращение Россанского кодекса

Возвращение Россанского кодекса
rossano
Реставрация Россанского кодекса. Источник: ICRCPAL

2 июля в епархиальный музей итальянского города Россано возвращается после нескольких лет реставрации «Россанский пурпурный кодекс», одна из примечательных новозаветных рукописей, относящаяся к VI веку.

«Россанский пурпурный кодекс» (Codex purpureus Rossanensis) содержит полный текст Евангелия от Матфея и почти полный – Евангелия от Марка (отсутствуют стихи 14-20 главы 16). Исследователи предполагают, что изначально было сделано два тома, содержавших все четыре евангелия, но том с евангелиями от Луки и Иоанна не сохранился. В Россанском кодексе 188 листов пергамента, выкрашенных в пурпурный цвет, на каждом листе двадцать строк текста в две колонки. Чернила серебряные, первые три строчки каждого из евангелий, а также сокращения слов «Бог» и «Иисус» написаны золотыми чернилами. Создан Россанский кодекс был в VI веке в Константинополе или Антиохии.

 

Начало Евангелия от Матфея. Верхние три строки записаны золотыми чернилами

Текст выполнен унициальным письмом, наиболее распространенным в III – VII веках. Буквы в унициальном письме стоят изолировано, напоминая современные заглавные буквы. Унициал использовался для записи литературных произведений, тогда как для различных повседневных документов применялся курсив. В начале IX века на основе курсива возник новый стиль письма минускул, отличавшийся мелким и слитным написанием букв. Но унициальные богослужебные книги создавались еще примерно пару веков.

Сейчас среди древних новозаветных рукописей на одну унициальную приходится примерно десять минускульных. Это объясняется тем, что минускул облегчал работу переписчика и требовал меньшей площади пергамента на тот же текст, что делало минускульные манускрипты более дешевыми и доступными.

Так называемые «пурпурные кодексы с золотом» (codex aureus purpureus) были напротив самыми дорогими. Для них в обязательном порядке использовался vellum – разновидность пергамента особо высокого качества. Пергамент окрашивался пурпуром, чернила брались золотые или серебряные, а не черные или коричневые как для обычных манускриптов. Сохранилось пять греческих унициальных пурпурных новозаветных кодексов. Помимо Россанского это Петербургский пурпурный кодекс, Синопский кодекс, Бератский кодекс и   Унициальный манускрипт 80. Еще два греческих кодекса записаны минускулом: MКодекс императрицы Феодоры (кодекс 565) и кодекс 1143. Существуют также шесть латинских пурпурных кодексов, манускрипт с частью греческого текста Ветхого завета (Vienna Genesis), знаментый «Серебряный кодекс» (Codex Argenteus) на готском языке и несколько латинских манускриптов созданных в VIII веке или позднее.

Создатель канонической латинской Библии блаженный Иероним осуждал пурпурные кодексы как пример нелепой расточительности и гордыни. В письме к Евстохии Иероним отзывается об их владельцах так: «Пергамен красят в пурпур, буквы пишут золотом, рукописи покрывают драгоценными камнями в то время, когда обнаженный Христос лежит у дверей и умирает». По иронии судьбы эти слова Иеронима – первое дошедшее до нас упоминание о пурпурных кодексах. Не переставал он критиковать пурпурные книги и позднее. В предисловии к своему переводу книги Иова Иероним говорит, что те, кто предпочитает «старые книги, написанные на пурпурных шкурах, с золотом и серебром, уникиальными буквами», пусть позволят ему иметь свои «с бедными маленькими листочками, пусть не такие красивые, но правильные».

Помимо основного текста Россанский кодекс содержит письмо Евсевия к Киприану (Epistula ad Carpianum), в котором Евсевий Кесарийский описывает созданную им систему отсылок на параллельные места в разных евангелиях, и собственно «Каноны Евсевия» - таблицы с этими ссылками. Также в кодексе есть списки названий глав (κεφάλαια) перед каждым евангелием и также заголовке (τίτλοι) в начале каждой страницы.

Наряду с Синопским кодексом Россанский – древнейший иллюстрированный новозаветный манускрипт, что делает его особенно ценным. В нем есть 14 миниатюр, изображающих земную жизнь Иисуса Христа. На иллюстрациях можно увидеть четырех евангелистов, притчу о десяти девах, воскрешение Лазаря, вход в Иерусалим, Тайную вечерю, омовение ног, исцеление слепого, самоубийство Иуды, доброго самаритянина и сцены суда Понтия Пилата. Изображения Пилата в Россанском кодексе – самые древние из известных нам. Он нарисован в виде седовласого мужчины, восседающего в курульном кресле – символе власти римских магистратов.

Четыре апостола на титульной странице кодекса

 

Притча о десяти девах

 

Воскрешение Лазаря

 

Вход в Иерусалим

 

Тайная вечеря и омовение ног

 

Гефсиманский сад

 

Иисус перед Пилатом

 

Выбор между Иисусом и Варравой

Кодекс был обнаружен в 1846 году итальянским поэтом, литературным критиком и журналистом Чезаре Мальпика в кафедральном соборе Россано, но первое его исследование и научное издание осуществили в 1879 году немецкие библеисты Адольф фон Гарнак и Оскар фон Гебхардт.

За годы существования кодекс пережил немало невзгод, включая пожар, поэтому часть его была в весьма плохом состоянии. К этому добавилась неудачная реставрация, предпринятая в 1919 году итальянских художником Несторе Леони, использовавшим горячий желатин, который вызвал обесцвечение пергамента. Встревоженная состоянием манускрипта архиепископия Россано обратилась в Рим, в Институт реставрации и консервации архивного и библиотечного наследия (Istituto di Conservazione e Restauro del Patrimonio Archivistico e Librario, ICRCPAL). Сотрудники ICRCPAL работали над кодексом в 2012 – 2015 годах. Для установления состава оригинальных материалов чернил и красок они использовали рентгенофлуоресцентную и рамановскую спектроскопию.

 

 

Работа реставраторов над Россанским кодексом

 

Папа Франциск и президент Италии Джорджо Наполитано осматривают кодекс (2013)

В 2015 году Россанский кодекс был внесен ЮНЕСКО в реестр документального наследия «Память мира». Теперь восстановленный манускрипт возвращается в экспозицию епархиального музея Россано, где для его сохранения разработана специальная система климат-контроля.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).