будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Италия история искусства
Февраль 21, 2015
Pro Science
Руссо Максим

Все сложно с Изабеллой д’Эсте

Все сложно с Изабеллой д’Эсте
Isabella_1
Изабелла д’Эсте

Последние пару лет в Италии и Швейцарии разворачиваются события, напоминающие польский фильм «Винчи». Тут есть и таинственная пропажа произведения искусства, и дуэль экспертов, и, конечно, шедевр Леонардо да Винчи, который, возможно, создан вовсе не им. 10 февраля было объявлено, что неуловимая картина найдена в банковском хранилище в Лугано. Но понятно, что это далеко не конец загадочной истории.

А началась эта история в декабре 1499 года, когда миланский герцог Лодовико Сфорца был разбит французским королем Людовиком XII. Французы вошли в Милан, и художник Леонардо до Винчи бежал в Мантую, где ему покровительствовали маркиз мантуанский Франческо II Гонзага и его прекрасная жена Изабелла д’Эсте.

 

Портрет Изабеллы д’Эсте работы Тициана

Изабелла была ценительницей античного искусства и покровительствовала современным художникам и скульпторам, которые в духе той эпохи также старались следовать в творчестве античным идеалам. При мантуанском дворе бывал не только Леонардо да Винчи, но также Рафаэль, Тициан и другие художники. Франческо Гонзага и Изабелла были покровителями поэта Ариосто и композитора Тромбочино. «После мантуанской маркизы остались связки писем, сундуки с нарядами и драгоценностями, коллекции картин и предметов искусства, собрание книг и рукописей. В моральной и интеллектуальной атмосфере Возрождения она оставила след более глубокий, чем если бы была сама натурой творческой и артистичной. Изабелла д’Эстэ явилась одной из первых создательниц моды, не только моды на покрой платья и на фасон прически, но моды искусства, поэзии, нравов», – писал об Изабелле Павел Муратов в «Образах Италии».

Леонардо да Винчи уже был знаком с мантуанской четой. Они впервые встретились в 1491 году, когда проходила двойная свадьба: Изабелла выходила замуж за Франческо Гонзага, а ее сестра Беатриче – за Лодовико Сфорца. Леонардо участвовал в организации церемонии, по его эскизам были сделаны костюмы для проходившего на свадьбе рыцарского турнира. Теперь же он нашел в Мантуе временный приют.

В это время художник создал два рисунка, изображающих Изабеллу. Возможно, они делались в качестве эскизов к будущему портрету. Уезжая в Венецию, Леонардо взял один из рисунков с собой, а второй отдал Франческо Гонзага. В дальнейшем в переписке Изабеллы с художником она несколько раз просила его сделать живописный портрет на основе рисунка, но не осталось никаких сведений, что Леонардо да Винчи сделал это. Рисунок, оставшийся в Мантуе, был утрачен. Тот, что был увезен Леонардо, сохранился и сейчас находится в коллекции Лувра.

 

Изабелла д’Эсте. Рисунок Леонардо да Винчи (конец 1499 – начало 1500)

Однако в 2013 году появилось сообщение, что Леонардо да Винчи все-таки выполнил просьбу Изабеллы и написал ее портрет и что этот портрет найден в Швейцарии. Картина размером 61 на 46,5 сантиметров в числе около 400 других произведений искусства находилась в коллекции живущей в Швейцарии итальянской семьи. Владельцы рассчитывали продать ее, но так как итальянские власти имели все основания для подозрений, что коллекция была вывезена за пределы страны незаконно, сделка была приостановлена. Тогда портрет впервые попал в руки экспертов.

 

Предполагаемый портрет Изабеллы д’Эсте работы Леонардо да Винчи

Следует помнить, что в случае признания авторства Леонардо да Винчи авторитетными исследователями, портрет станет громкой сенсацией, так как он окажется единственной работой Леонардо на холсте. Обычно художник писал на дереве. Например, «Мона Лиза» нарисована на тополевой доске. Но такой необычный для Леонардо материал в первую заставляет сомневаться в его авторстве. Эксперты, однако, успели установить, что холст загрунтован по рецепту, приводимому в трудах Леонардо. Радиоуглеродный анализ определил возраст холста – между 1460 и 1650 годами. Но соответствующий возраст холста не означает доказательства, что картину писал конкретный художник. Неизвестные фальсификаторы могли раздобыть холст нужного периода и воспользоваться известным из работ Леонардо рецептом грунта. Переписка Леонардо и Изабеллы тоже вполне доступна, как и хранящийся в Лувре рисунок. Все это – хорошая почва для создания подделки. Правда, рентгенофлуоресцентная спектрометрия показала, что используемые пигменты также соответствуют творчеству Леонардо, но и это не может стать окончательным доказательством. Отметили эксперты и явное несовершенство живописи некоторых фрагментов картины: венец Изабеллы и пальмовая ветвь в ее руках написаны, скорее, ученической рукой.

Но в любом случае юридические основания для возвращения картины в Италию имелись. Однако незадолго до изъятия картины, она непонятным образом исчезла.

Лишь 27 августа 2014 года полиция итальянского города Пезаро, расследуя дело о финансовых махинациях, обнаружила у местного адвоката письмо от 70-летней Эмидии Чеккини, предполагаемой владелицы портрета, где она поручает ему продать картину не менее чем за 95 млн. евро. Так удалось вновь напасть на след картины. В результате совместной операции финансовой гвардии и управления карабинеров по охране культурного наследия при содействии властей Швейцарии картину нашли в банковском хранилище города Лугано.

 

Находка картины в феврале 2015 года

Пока прокуратура занята расследованием сложного дела, куда вовлечено более 70 человек и в котором попытка продажи картины – лишь один эпизод, итальянские медиа вновь обратили внимание на загадочный портрет. В одной из газет недавно появилось сообщение, что авторство Леонардо да Винчи признал один из ведущих специалистов по его творчеству Карло Педретти, который руководит Центром Леонардо в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Сообщалось даже, что, по мнению Педретти, Леонардо мог написать портрет в 1514 году, когда он и Изабелла встретились в Риме.

Впрочем, Педретти вскоре опроверг это, сказав, что он лишь признал картину достойной дальнейшего изучения. Педретти рассказал, что он изучал картину в Швейцарии несколько лет назад по просьбе юриста, представляющего интересы владельцев. Но дал заключение, признав возраст картины и некоторую вероятность того, что она принадлежит кисти Леонардо, но рекомендовал провести более масштабные исследования.

Точка в исследованиях картины не поставлена, и остается надеяться, что она вновь не исчезнет таинственным образом.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).