будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Греция античность история лингвистика филология
Июнь 19, 2025
Pro Science
Чепель Алена

Взгляд в Древней Греции

Взгляд в Древней Греции
ps-TragicComicMasksHadriansVillamosaic
. Источник: Wikimedia Commons

В Университете Фрайбурга (Германия) при поддержке Гейдельбергской Академии Наук прошла конференция «Взгляд, ви́дение и визуальность в древнегреческой литературе: понятия, контексты и восприятие». Организаторами выступили немецкие и греческие ученые, а среди докладчиков были филологи, историки и археологи из Великобритании, Германии, Греции, Франции и США.

По словам организаторов, визуальная культура является важнейшей частью древнегреческой цивилизации. Зрелище и представление лежали в основе повседневной жизни, судебной и политической системы, религии и ритуалов, искусства, театра, литературы. В древнегреческой литературе часто упоминается и описывается, как кто-либо смотрит, рассматривает, видит. Зрители, слушатели и читатели античной литературы, драмы или песни, должны как-то вообразить себе этот взгляд литературных героев и следить за ним в повествовании. В этих описаниях отражены различные смыслы, которые древние греки заключали в понятии зрения и видения. Доклады были посвящены разнообразным формам взгляда, зрения и визуальности в древнегреческой литературе и культуре.

Что значит видеть и что значит быть видимым?  Как античная культура осмысливала эту базовую способность человека? С одной стороны древнегреческая наука, в особенности история, рассматривала зрение как главный способ узнать что-то достоверно (например, через такие понятия как opsis и autopsia у историков), с другой стороны в философии видение часто отождествлялось с обманчивой видимостью, ложным впечатлением.

Конференция открылась вступительным мастер-классом по терминологии зрения и видения в древнегреческом языке, который провел профессор Университета Рэдинга Иэн Разерфорд. Он проанализировал основные греческие слова, связанных со зрением δέρκομαι, σκοπός, βλέπω, θεωρέω, ὁράω, ὄψις в разных контекстах. Один из самых интересных примеров, отражающих место зрения в древнегреческой культуре, это θεάομαι/θεωρέω, смотреть.  От второго глагола происходит слово θεωρία, “феория”, сложно и многозначное понятие, которое могло служить термином для философского созерцания, а также обозначением священных посольств, которые государство посылало на игры и религиозные торжества в другие греческие города. Интересно, что, несмотря на то, что зрелища и зрительство было важной частью религиозных ритуалов, специального термина для религиозного зрения в греческом языке не существовало.

Несколько докладов были посвящены древнегреческому театру. Жанр театрального представления предполагает присутствие и участие зрителей, и это создает большой простор для обыгрывания зрения и взгляда. Анна Новохатько в докладе “Семантика взгляда и видения в сицилийской и древнеаттической комедии” показала, как понятие видения используется в комедии на разных уровнях: для создания сцен, характера персонажей, драматического пространства и сюжета комедий. Кроме этого, визуальные образы в драме могут служить интертекстуальными отсылками к изображениям и картинам в живописи и искусстве, которые хорошо знакомы зрителям (доклад Анны Ламари “Изучение визуальной интертекстуальности в греческой драме”). Среди других тем: содрогание от ужаса в трагедии (Д. Кэйрнс), визуализация Елены в “Троянках” Еврипида (Р. Блонделл), дейксис в прологах комедий (К. Орт), изображение эриний в “Орестее” Эсхила (Э. Бэкола).

Еще одной темой конференции стало соотношение между физическими объектами, например, статуями, статуэтками и посудой, и литературными текстами. Алексия Пецалис-Диомидис сделала доклад о литературных эпиграммах как части ритуальных приношений в храмах и святилищах. Дебора Стайнер рассказала как алфавит, письмо и письменность становились центром внимания на вазах эпохи архаики. Другие доклады были посвящены взгляду, видению и визуальности в древнегреческом эпосе (Гомер, Аполлоний Родосский),  исторических сочинениях  (Геродот, Прокопий Кесарийский) и философских работах (Платон, Ксенофонт).

Понятие взгляда в гуманитарных науках ведет начало от психоаналитической теории Лакана. Оно получило развитие в экзистенциальной и феноменологической философии, а также в теории кино, феминизма и постколониализма; его разрабатывали Сартр, Деррида, Фуко и Бурдье. Обычно понятие взгляда связывается с властью и контролем над объектом, который является видимым, доступным для взгляда. В классической филологии взгляд и видение изучались на примере древнеримской культуры и греческого и латинского эпоса.

Гейдельбергская Академия наук финансирует крупные исследовательские проекты в историко-философской и математико-естественнонаучной сфере. В настоящий момент в Академии 22 рабочих проекта. Среди них многотомная серия комментариев к фрагментам древнегреческой комедии (Университет Фрайбурга), историко-филологический комментарий к “Хронике” византийского историка Иоанна Малалы (Университете Тюбинген) и проекты в Университете Гейдельберга: эпиграфическая база данных древнеримских надписей, издание клинописных литературных текстов Ассирии, издание переписки гуманиста Меланхтона, этимологический словарь старофранцузского языка.

Чепель Алена
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).