будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
миф религиоведение фольклор этнография культурная антропология
Июнь 21, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Женщина на лошади-зайце и слепой Паша: календарная мифология коми-зырян

Женщина на лошади-зайце и слепой Паша: календарная мифология коми-зырян
ps_komi_zyrjane
Коми-зыряне. начало XX в.

В календарной мифологии коми-зырян образ мороза был связан с треском бревен в деревянных стенах. Как рассказывается в статье Анатолия Васильевича Панюкова, опубликованной в «Известиях Коми научного центра Уральского отделения РАН», персонификация мороза в коми-зырянском языке обозначалось словом пашляк. Когда зимой слышали потрескивание в стене, говорили пашляк лыйсьö «пашляк стреляет». Слово пашляк, этимология которого неясна, ассоциировалось у говорящих с русским именем, поэтому мороз стали звать сьлепöй Паш «слепой Паша». Использовались и другие имена мороза: öжын (возможно, связанное со словами öжын «долото», öжынасьны «долбить»), öшым (так в старину народ коми называл декабрь).

Когда зимой слышали потрескивание в стене, говорили пашляк лыйсьö «пашляк стреляет».

Также мороз представлялся в виде женщины, которая едет в берестяном лотке, запряженном зайцем. Ее звали кöч вöла баба «женщина на лошади-зайце» или кöдзыд баба «морозная женщина». Этой женщине или ее ездовому зверю также приписывалось потрескивание в стенах: кöч вöла баба чужъясе «женщина на лошади-зайце пинается», кöч-вöла шердын додьнас стенмас инмалö «запряженный заяц задевает об стены санями-лотком».

Вот, как об этом рассказывала коми-зырянка из села Вымь Усть-Вымского района Республики Коми: «Громыхнет в стену, зимой особенно, как будто гром гремит: «Это на запряженном зайце, слышишь, быстро ездит, и как будто гром гремит [задевает стены]». А какой он на зайце-лошади? - «Вместо саней берестяной лоток, очень легкий, и заяц этот быстро бегает, ударит, дальше побежит и опять ударит [об стену]!». Бабушка говорила мне про «упряжку с зайцем», а я вправду верила, что на лотке, запряженном зайцем, ездит кто-то. Заяц – это лошадь, лоток – сани, а кто там сидит? На зайце-лошади кто-то в стены бьет. А это морозно, и бревна трещат» (приведен русский перевод записи из Фольклорного фонда Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН).

Святки, когда, как считалось, наступали самые сильные морозы, были связаны с особыми морозными духами. Тогда появлялись куття войса – ледяные человечки. Слово куття, возможно, связано с ий куть «сосулька» или же происходит о русского слова кутья, которое в ряде говоров обозначало сочельник.

У коми-ижемцев, самых северных коми, такие морозные духи назывались шы пуляк.  Их появление связывали с наступлением самых сильных морозов: «Бегают, маленькие, мохнатые, белые человечки. Быстро бегают, поменьше человека, как лилипуты, говорят. Бегают, когда очень холодно».

Святочным морозным духам также приписывался треск. Ижемцы рассказывают: «Деревья станут трещать [от мороза], сами и говорим, что «шы пуляки» снова бегают» (запись из села Красное Нарьян-Марского района Ненецкого автономного округа).

Интересно, что даже название праздника Крещения, которым заканчивались святки, в речи коми-зырян иногда превращалось в Трещенье и связывалось с глаголом трещать (Трещенье – празник тай выйим, самэй кöдзидъясыс. Трещенье – сэк трещитэ «Трещенье – праздник такой ведь есть, самые морозы. Трещенье – тогда трещит»).

«Трещенье – праздник такой ведь есть, самые морозы. Трещенье – тогда трещит».

Возможно, с этим свойством морозных духов был связан ряд традиционных святочных запретов. В период святок у коми-зырян запрещались работы, связанные со стуком и треском. Нельзя было колоть дрова и приносить их в дом вечером (чтобы не стучать поленьями), стучать веретеном, щипать и ломать лучину. Существовала примета: если в святки постучишь, хлеб плохой уродится. Однако «естественный» стук, производимый не человеком, а самим морозом, считался хорошим предзнаменованием: «Трескучий мороз зимой – к хорошему урожайному году».

Звуковой образ мороза был и в русском фольклоре. В пословице «Трещит варюха: береги нос да ухо» говорится о Варварином дне (17 декабря). Была и загадка о морозе: «За нашим амбаром стоит дед с барабаном».

 
Шуликун, иллюстрация В.А. Кононенко

Известны в русской народной культуре и святочные духи. Поверья о них характерны для севера Европейской части России, Урала, Прикамья, Сибири и Дальнего Востока. Их называние – шуликуны или шиликуны – возможно, заимствовано из коми-пермяцкого языка. Выглядят шуликуны как маленькие человечки, с кулак или чуть больше, с вытянутой головой или в остроконечной шапке. Появляются шуликуны из воды на Рождество, а уходят обратно перед Крещением. Иногда они считаются неопасными: бегают, «проказят», толпятся возле проруби, катаются на конях или «маленьких лошадках», скачут на ухвате или кочерге. Но иногда они представляют опасность, особенно для детей, могут затащить их в прорубь или защекотать.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).