будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Греция античность филология
Май 18, 2025
Pro Science
Чепель Алена

Женщины-праздники и мужчины-месяцы

Женщины-праздники и мужчины-месяцы
frieze
Фрагмент Календарного фриза и его прорисовка

Для древнегреческой культуры было характерно представлять абстрактные понятия и явления в виде аллегорических персонажей. Это особенно заметно в греческом пантеоне: боги и богини часто являются персонификацией сил и явлений природы или политических и социальных понятий, например, богини Демократия, Ирина (Мир), Оры (Времена года) и многие другие. Прием олицетворения распространялся на разные сферы жизни греков: на свадебных вазах изображались фигуры Счастья и Здоровья, а на панафинейских вазах Олимпиада – аллегория Олимпийских игр.

В афинской комедии V века до н.э. олицетворение является одним из излюбленных приемов драматургов. У Аристофана такие аллегорические фигуры, как Война, Мир, Богатство, Царство, Облака, Правда и Кривда находятся в центре сюжетной линии и взаимодействуют с главными героями. Комический поэт Кратин написал пьесу, в которой действуют Комедия и Пьянство; у Евполида есть комедия, где каждый из 24 хористов представляет собой какой-нибудь город; один из хоров Платона состоит из различных персонификаций островов; у Ферекрата в одной комедии появляются Поэзия, Музыка и Справедливость.

Женские персонификации встречаются чаще, чем мужские и в театре, и вообще в древнегреческой культуре. В комедии они часто становятся объектом сексуального влечения героев-мужчин. Например, в «Мире» Аристофана боги дарят главному герою невесту по имени Жатва:

Гермес

Так что же! В жены Жатву ты возьми себе,

На хуторе живи с ней, чтоб росли у вас,

Цвели и зрели гроздья виноградные!

Тригей

(к Жатве)

Так подойди ж и дай поцеловать себя,

Красотка! Вредно, думаешь, Гермес-дружок,

Поспать мне будет с Жатвой после долгих лет? (перевод А. И. Пиотровского)

В той же комедии герой показывает девушку Ярмарку зрителям, а затем передает совету старейшин, чтобы они оценили преимущество мирной жизни по сравнению с войной:

Тригей

Но Ярмарку должны мы отвести сперва

И передать Совету.

Раб

Это кто ж еще?

Та самая, с которой во Бравроне мы

Гуляли, нагрузившись молодым вином?

Тригей

Та самая, добытая в трудах.

Раб

Ой-ой!

Не зад у ней, а праздничное шествие!

Тригей

(зрителям)

Эй, кто здесь честный человек? Кому вручить

На сбереженье эту вот красавицу? (перевод А. И. Пиотровского)


В другой комедии старики фантазируют о девушке Примирении (в русском переводе – Тишина), с которой они будут проводить время, когда закончится война:

Тишина, свой лик прекрасный ты скрывала от меня,

Почему же нас с тобою бог Эрот не обручит,

Не придет, как на картине, осенив чело венком?

Иль ты думаешь, быть может, что негоден я и стар?

Будь моею – и увидишь, что на многое гожусь. (перевод С. К. Апта)

Женщины-персонификации не только являются залогом сексуальных развлечений во время празднеств, но и олицетворяют политический выбор мужчин прекратить войну и заключить мир, что является одной из важнейших тем в комедиях Аристофана.

В образе женщин предстают не только политические события, такие, как перемирие, но и религиозные – праздники и ритуалы. Девушка Ярмарка в оригинале – «Феория». Так назывались в древней Греции религиозные посольства, которые полис снаряжал на государственные деньги и отправлял в какое-нибудь святилище или культовое место на время праздника. Феория таким образом одновременно воплощает с одной стороны особое время в жизни общества, наполненное играми и ритуалами, а с другой стороны политический потенциал таких священных посольств и их значение для афинской дипломатии.

В других комедиях в виде женщин на сцене появляются конкретные греческие праздники. У Платона есть комедия «Праздники». Название во множественном числе часто указывает на состав хора (например, хор птиц в «Птицах» или хор облаков в «Облаках»), и, поскольку слово «праздник» по-гречески женского рода, можно предположить, что хористы в этой пьесе представляли различные праздники в виде женщин.

Аллегорические фигуры в комедиях могут представлять также один из дней какого-нибудь религиозного празднества. Обычно праздники продолжались в Греции в течение нескольких, чаще всего трех дней. «День» по-гречески тоже женского рода, поэтому персонажи в этом случае также женские. В одной комедии актер обращается к публике: «Вы хотите, чтобы я сказала вам, кто я? Я так называемая Дорпия... » Дорпия – это первый день праздника Апатурии, во время которого афиняне собирались по фратриям и устраивали обильные пиршества. Видимо, одного только костюма было недостаточно, чтобы дать зрителям понять, что перед ними олицетворение дня Дорпии, поэтому понадобилось словесное пояснение. В другой комедии пролог произносит Каллигенея, третий и последний день женского праздника Фесмофории. Еще одна комедия называется «Додеката» то есть «Двенадцатый день» – это второй день афинского праздника Анфестерии, который праздновался 11-13 числа месяца анфестерион. Во второй день происходило соревнование в винопитии, поэтому его называли также День Кружек. Если Додеката появлялась в комедии как аллегорическая фигура, скорее всего, она была изображена в виде горькой пьяницы.

В древнегреческом календаре праздничные дни могли справляться ежегодно, а могли быть привязаны к месячному циклу, например, дни рождения богов и богинь справлялись ежемесячно, а не ежегодно. Различные дни лунного месяца были посвящены различным божествам. Первые восемь дней каждого месяца считались в Греции особенно священными – в это время совершались наиболее важные обряды. Главным из этих дней был первый день месяца – «нумения» то есть «новолуние». Известно, что одна из комедий Евполида называется во множественном числе «Новолуния». Скорее всего, хор этой комедии состоял из 12 женщин-новолуний, первых дней каждого месяца. Поскольку в комическом хоре обычно 24 человека, второе полухорие могло состоять из 12 мужских фигур, олицетворяющих сами месяцы («месяц» по-гречески слово мужского рода).

 

Похожий «хор» мы находим на вазе начала IV века до н.э. работы мастера Эномая. Женские фигуры на этой вазе представляют праздничные ритуалы, процессии и празднества, которые совершались в разные месяцы года. Юноши символизируют сами месяцы и держат в руках атрибуты «своих» праздников, причем над головой каждого из них изображен лунный диск. Весенние и летние месяцы изображались моложе, чем осенние и зимние. Сохранилось еще одно, более позднее, античное изображение – календарный фриз, встроенный в здание церкви святого Елевферия (или Малая Метрополия) в Афинах. На нем изображены 12 месяцев вместе с символами и ритуалами праздников. Определить месяцы помогают знаки зодиака, которые тоже есть на фризе. Например, зимний месяц Посидаон предстает в виде мужчины с длинными волосами и бородой, закутанного в плащ и в сапогах, а рядом с ним соседствует изображение женщины-праздника и петушиного боя, который вероятно устраивался в этом месяце во время Сельских Дионисий. Летний месяц гекатомбейон – наоборот, молодой и наполовину обнаженный юноша, за которым идет женщина, олицетворяющая праздник Великие Панафинеи. Корабль, в котором везли пеплос богини Афины во время панафинейской процессии на этом празднике, также присутствует рядом.

Эти и другие изображения свидетельствуют о том, что греки любили воплощать свой календарь священных событий в искусстве: вазописи и рельефах. Театр не был исключением – в комедии религиозные и государственные праздники двигались, танцевали, пели и обращались к гражданам от имени драматурга и богов.

Чепель Алена
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).