будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
археология астрономия история культурная антропология
Июнь 21, 2025
Pro Science
Корсун Артем

Значимость равноденствий в доколумбовой Мексике опровергнута

Значимость равноденствий в доколумбовой Мексике опровергнута
ps_palenque_pyramid_1
Пирамида в Паленке. Источник: James Gaither
 
Шочикалько

Археоастрономия зародилась в XVII-XVIII веках, когда антиквары Генри Чонси, Джон Обри и Уильям Стьюкли исследовали ориентацию британских церквей и мегалитических памятников. Вплоть до последней трети ХХ века она охватывала (за небольшим исключением) только британские мегалиты. Активное обследование крупнейших археологических памятников подтвердило гипотезу о том, что при их строительстве использовались основные астрономические ориентиры, такие как восходы Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.

Были найдены свидетельства сложных астрономических подсчетов проводимых в верхнем палеолите.

Это укрепило впоследствии общепризнанное представление о том, что астрономия древних народов и цивилизаций строилась на некоторых универсалиях и в каждой культуре можно встретить общие элементы. Однако ареальные исследования мифологии показывают значительные различия между мифологиями различных культурных ареалов и мифов, и, прежде всего, это касается астральной мифологии, служившей основой для астрономических наблюдений. Кроме того, археоастрономическое обследование памятников во многих регионах проводилось поверхностно, а в ряде случаев археоастрономия превратилась в модный тренд.

Около двадцати лет назад директор музея Теотиуакана Рубен Кабреро Кастро выдвинул гипотезу о том, что Пирамида Солнца в Теотиуакане и другие доколумбовые пирамиды Мексики были построены с учётом ориентировки на восход Солнца в равноденствия. Эта гипотеза два раза в год (22 марта и 23 сентября) привлекает толпы туристов и местных жителей, однако недавно опубликованные данные опровергли эту гипотезу. Как выяснилось, археоастрономические исследования этих памятников не были проведены надлежащим образом, а сама гипотеза держалась на общенаучных основаниях и на авторитете самого Рубена Кабреро Кастро.

 
Пирамида в Чичен-Ице. Фото: Larry Eiring

С 2010 года в рамках крупномасштабного проекта «Археоастрономические особенности архитектуры и градостроительства в Центральной Америке» под руководством мексиканского археолога Педро Франсиско Санчес-Нава и словенского археоастронома Ивана Шпрайца проводится комплексное обследование более 150 древних городов разных периодов доколумбовой Мексики, в частности, таких знаковых комплексов как Теотиуакан, Теночтитлан, Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке, Куикуилько, Монте-Альбан, Эль-Тахин, а также гватемальский Тикаль. Проект должен определить археоастрономические принципы и стандарты, по которым индейцы планировали и строили города и возводили храмы. Полные итоги исследований ещё не опубликованы, но и публикации некоторых промежуточных результатов впечатляют.

Прежде всего выяснилось, что для индейских цивилизаций определение восходов Солнца в равноденствия не представляло большого значения. По словам Санчеса Нава, это тем более удивительно, что почти в каждом из месоамериканских городов так или иначе выражена линия «Восток – Запад», которая имеет непосредственное отношение к восходам и заходам Солнца в дни равноденствий. Единственное место, где возможно есть ориентация на восходы Солнца и в равноденствие и в зимнее солнцестояние – площадка для игры в мяч в Чичен-Ице. Преувеличенным оказалось и значение придаваемое восходам Солнца в дни солнцестояний, они встречаются в планировке храмов и дворцов, но значительно реже, чем это предполагалось ранее.

 
Тикаль. Фото: La Zona 21 Guatemala/Flickr.com

С другой стороны, были выявлены неизвестные в других культурных кругах способы визирования в определенные дни года истинного полдня, т.е. времени, когда Солнце проходит через зенит. Такое визирование осуществлялась через световые колодцы. Аналогичные колодцы существовали и для визирования движения по небу некоторых ярких звёзд. Также были выявлены и значительные локальные различия, которые группируются в два культурных ареала «горный» (ацтекский) и «низменный» (майянский).

Памятники острова Косумель и близкие к нему юкатанские памятники большое значение уделяют лунной ориентации, что связано с локальными культом майянского лунного божества Ишчель. Большое значение в этом культурном ареале придаётся и наблюдениям за движением Венеры. Как отметил Санчес Нава, такие локальные различия становятся наглядными, когда мы сравниваем один тип построек (храмы одного божества, дворцы) или градостроительных элементов.

В доколумбовой Мексике пытались совместить солнечный календарь с венерианским.

Археоастроном Хесус Галиндо отмечает, что в теотиуаканской Пирамиде Солнца были выявлены четыре уникальных направления, не известных ранее и позволяющих вычислять такие даты, как 12 февраля, 29 апреля, 13 августа и 29 октября. Они связаны с 260-дневным религиозным календарём, получившим широкое распространение у месоамериканских народов. От 12 февраля до 29 октября ровно 260 дней, тогда как каждая из этих дат на 52 дня отстоит от зимнего солнцестояния. Аналогичным образом на 52 дня от детнего солнцестояния отстоят и две другие даты. Таким образом в доколумбовой Мексике пытались совместить солнечный календарь с ритуальным венерианским.

После открытия этих направлений в Теотиуакане, аналогичные археоастрономические ориентировки были выявлены и в других месоамериканских храмах, таких как Храм Ягуаров (Чичен-Ица) и обсерватории Караколь. В большинстве случаев эти ориентации характерны для майянского культурного ареала, в котором культ Венеры был намного сильнее, чем в горной части страны. Так, во «Дворце Губернатора» (Ушмаль, Юкатан) в месте визирования крайнего утреннего восхода Венеры есть антропоморфные венерианские маски.

Каждая культура вырабатывает собственную систему астрономических приоритетов.

Исследование доколумбовых городов Мексики опровергает универсалистскую модель археоастрономии, согласно которой в каждой культуре в качестве основных дат для визирования используют равноденствия и солнцестояния, как основные точки видимого движения Солнца по небу. Напротив утверждается, что каждый культурный круг вырабатывает собственную систему астрономических приоритетов, в частности для Месоамерики в её основе такой системы лежит сакральный 260-дневный цикл.

Напомним, что значение равноденствий неодинаково и в различных регионах Старого Света, так они были значимы для мегалитических культур Мальты и Западного Средиземноморья, а также Сиро-Палестины. Большую роль они играют и в культурах индоевропейских народов, преимущественно для тех индоевропейцев, которые обитают в Азии: так, в Иране празднование весеннего равноденствия (Навруза) сохранилось при исламе, а в индуизме весеннее равноденствие связано с переходом солнечной колесницы через Ашвини (Небесную Коновязь, Экватор). Аналогичное значение имел и праздник Нового года в Древнем Риме, более того, возможно, что латинское слово «equator» также означает «Коновязь» (от «equus» - конь).

Корсун Артем
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).