Мы публикуем стенограмму и видеозапись лекции, с которой выступила 29 января 2015 года в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» доктор исторических наук, директор Центра египтологических исследований РАН Галина Александровна Белова.
Спасибо всем за то, что пришли. Мне очень приятно осознавать, что в наши тяжелые времена люди интересуются историей Древнего Египта. И надо сказать, что интерес этот сохраняется на протяжении более чем двух тысяч лет - с того самого момента, как в античное время пирамиды вошли в число семи чудес света.
Древнеегипетская цивилизация сменилась древнегреческой, затем арабской. Народы и государства Ближнего Востока и Центральной Африки на протяжении многих веков вступали в самые разнообразные контакты с египтянами, в результате чего восприняли многие черты древнеегипетской культуры. Именно поэтому мы с полным правом можем говорить, что Египет был колыбелью цивилизаций.
Эпоха Просвещения, колониальные войны, новые географические открытия вновь привлекли внимание Европы к Египту. В египетском походе Наполеона приняли участие сто шестьдесят семь ученых разных специальностей. Как раз в это время был найден Розеттский камень, послуживший ключом к расшифровке древнеегипетских иероглифов. Родоначальником подлинной науки египтологии мы должны считать Жана-Франсуа Шампольона, который в 1822 году прочел в Париже лекцию о дешифровке древнеегипетского письма.
Во второй половине XIX века интерес к египтологии проснулся и в нашей стране. Речь идет прежде всего о замечательном русском ученом Владимире Семеновиче Голенищеве. Трудно перечислить все сделанное этим человеком. Он много раз на собственные деньги ездил в Египет, проводил раскопки - от небольших до довольно масштабных. Однако важнее всего то, что Владимир Семенович собрал коллекцию древнеегипетских артефактов, которая легла в основу экспозиции современного отдела Древнего Египта в Эрмитаже; часть этих артефактов хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
В 2006 году посольство Российской Федерации совместно с Российской академии наук установило памятник этому великому русскому ученому в мемориале, посвященном наиболее выдающимся египтологам мира, который располагается в разбитом перед Каирским музеем парке.
Возвращению российских ученых в Египет предшествовала разработка четкой и точной концепции научных исследований. Ее смысл заключался в том, чтобы охватить как можно бóльшую территорию, изучить ключевые памятники, расположенные по всей стране и связанные с основными вехами развития древнеегипетской истории.
После присоединения Дельты внимание фараонов было приковано к восточным рубежам Египта, где обитали различные народности и племена. Поэтому мы приступили к изучению расположенного на восточной границе страны Телль Ибрагим Авада, история которого начинается с 0 династии и который был важным центром торговли, связывавшим Дельту со всем остальным Египтом и со странами средиземноморского бассейна.
На территории этого памятника, в местности, которая никогда ранее не исследовалась археологами и, что еще более важно, не пострадала от рук грабителей, нами был обнаружен храм. Святилище Древнего царства располагалось на фундаментах 0 и I династий, то есть эту постройку можно датировать периодом образования единого египетского государства. Святилище было одним из наиболее почитаемых в Египте, туда стекались паломники, приносившие различные предметы Тоту - божественному покровителю этих мест.
Под фундаментами были обнаружены тринадцать тайников, где хранились вотивные и священные предметы. Подобные археологические находки крайне редки. Нам удалось установить, что определенный набор предметов связан с ритуалом, имитирующим присутствие фараона на восточных границах Египта. Это очень важное и интересное заключение.
Рядом с храмом были обнаружены некрополи времени 0–I династий, а также поселение эпохи 0 династии. Раскопки поселения очень важны: письменные памятники, датированные этим периодом, не сохранились, да их и не могло быть, так как письменность к тому времени еще не сложилась, поэтому о том, что происходило в начале формирования египетского государства, мы можем судить только по археологическим находкам.
Следующим памятником, исследованным российскими археологами, стал Мемфис, первая столица единого Египта, согласно переданной Геродотом легенде основанная мифическим царем Менесом.
Мемфис всегда был в центре египетской истории, политической, экономической и культурной. Сами египтяне называли его «Весами Обеих земель», подчеркивая таким образом связь северной и южной частей Египта. Он был многоэтничным городом - там жили представители различных народностей, этнических групп, адепты разных религиозных культов.
Ком Туман, памятник, который мы исследуем, это часть Мемфиса. Он находится на самой высокой точке городища, благодаря чему отчасти и вызвал наш интерес. Здесь сохранились руины военного лагеря и дворца фараонов из Саисской династии.
Территория нашей концессии очень большая - она охватывает примерно 20 гектаров. При этом глубина напластований, состоящих из большого количества культурных слоев, относящихся к различным историческим эпохам, достигает 12 метров.
Сейчас мы заняты раскопками верхних слоев памятника, датированных очень тяжелыми для страны временами - периодом войн между крупнейшими державами древности, такими как Египет, Вавилон, Ассирия, Куш, Греция. Для того чтобы лучше разобраться в культурных слоях и соотнести их с историческими эпохами, мы прорезали территорию памятника глубокой траншеей, идущей с запада на восток. Нам удалось выявить часть военного лагеря, казарм саисского времени.
Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что саисские правители хорошо заботились о военном лагере. В частности, нами были найдены остатки систем канализации, причем располагавшейся как вертикально, так и горизонтально и окружавшей все строения. С ее помощью из зданий выводились нечистоты. Вода поступала в лагерь по специальным колодцам, глубина которых могла составлять около 10 метров. Соответственно, жизнь в нем была достаточно комфортной.
На территории лагеря и за его пределами мы открыли множество различных ремесленных мастерских, производивших изделия как для царского двора, так и для повседневной жизни простых горожан. В них изготавливали керамику, фаянс, получали известь, которой выбеливались в те времена все помещения, медь и фаянс.
Нам также удалось выявить греческий квартал. Как известно из письменных источников, фараон Амасис (один из представителей Саисской династии), чтобы укрепить свою власть, пригласил в Мемфис греков. Однако вплоть до недавнего времени было неизвестно, где именно на территории города они жили. Нам удалось найти небольшую греческую колонию, которая располагалась на Ком Тумане.
В 525 году на Египет напали персы. Следы сражений с войсками персов сохранились на нашем памятнике. Мы находили персидские трехгранные стрелы (египтяне использовали плоские).
Персы захватили Египет, и два периода их владычества длились около двухсот лет. Персы сожгли и разрушили все саисские постройки в Мемфисе. Но потом на базе этих сооружений они возвели свои военно-административные здания и именно отсюда управляли страной.
Во время сезона 2014 года нам пришлось провести спасательные раскопки, потому что местные жители постоянно делают подкопы на территории памятника, пытаясь найти сокровища. Они случайно наткнулись на каменные блоки. В итоге мы нашли достаточно большое здание, вход в которое был оформлен известняковыми блоками.
Один из них, с изображением хеб-седного ритуала, был взят персами из дворца саисских фараонов и поставлен как часть ворот. В северной части памятника в результате магниторазведки мы обнаружили небольшие виллы с колоннами, которые принадлежали Птолемеям. Это неудивительно - со 197 года представители династии Лагидов приезжали в Мемфис, чтобы участвовать в коронации.
В 2009 году под проезжей дорогой нам удалось обнаружить нетронутые жилые кварталы римского времени, а также склады, где, в частности, хранилось вино.
Под фундаментами саисских построек находятся сооружения эпохи Нового царства, скорее всего также связанные с военным лагерем. Поскольку Ком Туман, как сказано выше, был наиболее высоко расположенной частью Мемфиса, нам удалось выйти на следы построек Древнего царства.
Бурение по оси север-юг дало поразительные результаты: под керамикой различного времени находится большое пустое пространство. Это наносная нильская земля, а под ней оказались фрагменты керамики Древнего царства. Соответственно, под фундаментами Нового царства в скором будущем мы можем обнаружить поселения Древнего царства.
Настоящим сюрпризом для всех была находка «Белых стен». Египтяне называли свою столицу не только «Весами Обеих земель», но и «Белыми стенами». И многие ученые пытались локализовать эти «Белые стены».
Под слоями ремесленных мастерских мы обнаружили очень массивные стены (их ширина составляет более восьми метров) из крупных кирпичей, связанных друг с другом слоем раствора. Их внешняя сторона покрыта белой известкой. Это и есть те самые «Белые стены», которые ищут ученые всего мира. Надеюсь, что в следующем году мы больше узнаем об архитектуре того времени.
Фивы также играли важную роль в жизни Египта. Богатые кланы фиванских жрецов всегда претендовали на захват власти в стране. В Фивах, и в храмах, и в Долине царей, где находятся захоронения фараонов, цариц и вельмож, сосредоточились баснословные богатства. История этого города представляет значительный интерес, особенно в сопоставлении с историей Мемфиса. Это две точки, вокруг которых формировалась египетская история.
В Фивах мы изучаем две гробницы, которые датируются временем Нового царства. Одна из них, TT 23, принадлежавшая высокопоставленному египетскому сановнику по имени Чаи, датируется периодом XVIII династии. Ее владелец был, как бы мы сейчас сказали, министром иностранных дел. Он отвечал за отношения с чужеземными странами, ведал всей царской перепиской и архивом. Следовательно, сама гробница представляет для ученых огромный интерес, потому что дает нам представление о работе царской администрации, об отношениях с другими странами в те времена.
В гробнице сохранились уникальные изображения, в том числе работающего царского архива, находившегося под покровительством бога Тота, того самого бога знаний, бога-создателя, с которым мы «познакомились» в Телль Ибрагим Аваде. Канцелярия, судя по этому изображению, состояла из нескольких помещений. В первом сидели писцы, готовившие на подпись Чаи документы, необходимые для заключения договоров с иностранцами.
В следующей части рельефа владелец гробницы изображен молящимся богу Тоту. В третьей мы видим лесенки, ведущие в сам архив, где в сундуках, под замками, хранятся копии переписки с владыками иностранных держав.
Надо сказать, что замечательные рельефы и скульптуры гробницы издавна привлекали и путешественников, и ученых, и поэтому в настоящее время она сильно повреждена. Ее полы буквально завалены фрагментами рельефов и росписей, которые нам удается связать с изображениями на стенах. Надеемся, что скоро сможем воссоздать те или иные мотивы.
Мы также тщательно копируем надписи, в том числе многочисленные граффити, оставленные на стенах древними посетителями. Это очень важно для воссоздания истории гробницы. Перед нами стоит еще одна не менее сложная задача - консервация памятника. Нужно провести огромную реставрационную работу, чтобы раскрыть и по возможности реконструировать все изображения в этой замечательной гробнице.
Другим памятником, который мы раскапываем в Фивах, является гробница ТТ 320. Она датируется периодом правления XXI династии. В то время Египет был разделен на две части. На севере правили обедневшие, утратившие значительную часть своей былой власти фараоны, а юг принадлежал жрецам.
Жрецы старались сохранить тела умерших фараонов, гробницы которых были разграблены. Они собирали царские останки и перезахоранивали их в потайных местах. В итоге рядом с храмом Хапшетсут, в гробнице ТТ 320, нашли последнее прибежище величайшие фараоны Египта — Рамзес II, Тутмос III, Сети I и многие другие.
Надо сказать, что история самого Царского тайника — гробница получила такое название, поскольку в ней были найдены мумии большинства фараонов Нового царства, — и его открытия покрыта тайной. Известный исследователь Джон Рёмер говорил о том, что эта находка остается самой неординарной в истории египтологии.
И действительно, в 1881 году Службе древностей Египта, которую в то время возглавлял Эмиль Бругш, удалось определить, где находится этот памятник. Дело в том, что на черном рынке Луксора стали появляться вещи, в том числе драгоценности и папирусы, и никто не знал, откуда они происходили. Однако местным властям удалось найти воров и установить местонахождение гробницы.
Бругш, который был официальным фотографом Службы древностей, первым спустился в Царский тайник и извлек из него все, что там удалось обнаружить. Он был поражен богатством гробницы, но не оставил ни плана, ни записок, ни описания - ни одного документа, связанного с процедурой извлечения артефактов из гробницы.
Царский тайник интересен тем, что на извлеченных из него пеленах и саркофагах фараонов сохранились записи о том, где, когда и как их реставрировали.
Это, конечно, является замечательным историческим документом, позволяющим реконструировать историю появления подобных захоронений.
Совместно с германскими коллегами мы решили исправить упущение Бругша и изучить гробницу, составить ее план. Мы установили лебедку и спустились в тринадцатиметровую шахту, а затем освободили от завалов семидесятиметровый проход, в конце которого находилась погребальная камера, принадлежавшая, как мы узнали из сохранившихся надписей, верховному жрецу бога Амона Пайнаджему. Именно он решил спрятать останки величайших фараонов Египта. В итоге нами впервые был сделан точный план гробницы, который заметно отличается от публиковавшихся в научной литературе до этого.
Борьба между слабыми фараонами севера и могущественными жрецами юга ни к чему к хорошему не привела - открыла ворота для иноземцев. В 332 году Египет был захвачен Александром Македонским, который на месте старого египетского поселения Ракотис основал город и назвал его Александрией. С этого времени Александрия стала столицей не только Египта, но и всего культурного эллинистического мира - ойкумены.
В результате землетрясений часть Александрии ушла под воду. Поэтому особое значение для исследования александрийских памятников приобретает подводная археология.
Российская концессия довольно обширна. Она начинается от Кайт-бея, где в свое время находилось одно из семи чудес света - Александрийский маяк, и заканчивается в Агами. На этой территории, судя по данным, содержащимся в письменных источниках, располагался главный торговый порт Александрии - Евностос.
Поскольку подводная археология - очень дорогостоящее занятие, мы проводим исследования совместно с геофизической службой египетского военного флота.
Используя самую современную аппаратуру, мы сделали точную батиметрическую карту дна концессии и определили координаты объектов, которые нуждаются в детальном исследовании. Без такой карты очень тяжело работать с большими территориями и глубокими водами.
В ходе исследований нами обнаружены остатки Евностоса, а также нескольких потерпевших крушение кораблей. Во время сезона прошлого года нам удалось найти груз одного из судов Наполеона, затонувшего у побережья Александрии. В следующем сезоне мы продолжим эти исследования.
Фаюмский оазис был освоен египтянами издавна, а в римское время стал главным поставщиком зерна для всей империи. Копты — потомки египтян и христиане — освоили этот район. Но в IV веке нашей эры огромное количество поселений пришло в запустение. Это было связано с эпидемией чумы, а также природными явлениями.
Одним из таких опустевших мест оказался и Дер эль-Банат, окруженный обширным некрополем. Эту концессию мы получили в 2003 году, после раскопок, которые вели египтяне.
Некрополь представляет большой интерес: он является одним из немногих, где имеются захоронения греко-римского времени, а над ними располагаются ранние коптские погребения.
Некрополь сильно разграблен, тем не менее в результате систематических раскопок были обнаружены и нетронутые могилы, в том числе захоронения с позолоченными масками.
Кроме того, нам удалось открыть несколько необычных захоронений, например сделанное в керамической бочке. Там лежал покойный на матрасе; захоронение было закрыто крышкой.
Подлинной сенсацией стало открытие захоронения мальчика-подростка, под тело которого было положено более ста особей собак, взрослых и щенков. Это погребение римского времени, связанное, скорее всего, с представлениями о хранителях некрополя.
На некрополе мы отстроили хранение, где производим реставрационные работы. Здесь мы проводим реставрацию коптских тканей, изучаем антропологический материал.
Было сделано несколько реконструкций облика древних жителей фаюмского оазиса, что тоже представляет значительный интерес.
Открыта огромная коллекция коптских тканей. Ее значение трудно переоценить, потому что в музеях мира, в том числе в наших Пушкинском музее и Эрмитаже, лежит множество фрагментов тканей, место и время происхождения которых неизвестны.
Мы же находим текстиль in situ, причем зачастую это целые одежды. Надеемся, что когда-нибудь проведем выставку отреставрированных тканей и одежд того времени.
Кроме того, найдено много фрагментов папирусов. Содержащиеся в них данные свидетельствуют о том, что Дейр эль-Банат играл важную роль в хозяйстве страны.
Копты всегда привлекали внимание историков, так как их обычаи, жизнь не очень хорошо исследованы. Именно поэтому Центр египтологических исследований организовал несколько проектов по реставрации коптского наследия.
Самым главным из них стала реставрация, вернее консервация, одной из первых египетских христианских церквей, подлинного шедевра коптского искусства, церкви аль-Муаллака, получившей свое название - «Висячая» (или «Подвешенная») - за то, что была построена на одной из башен древнеримской крепости Вавилон. Параллельно с реставрационными работами велось изучение памятника. В кивориях сохранились интереснейшие изображения, например «Лик спасителя», помещенный в медальон, который несут четыре ангела. Это изображение датируется XIII веком.
В небольшом приделе, посвященном святому Тэкле Хайманоту, сохранились замечательные росписи, датирующиеся XIII-XIV веками. Под коптской надписью довольно позднего времени были обнаружены лики апостолов, относящиеся к IX веку. В результате расслоения изображения удалось сохранить и лики, и коптскую надпись.
В центральной части церкви находится кафедра, состоящая из разновременных фрагментов и датирующаяся VIII веком нашей эры.
В целом памятник представляет собой изумительное произведение коптского искусства, и в этом году он был открыт после реставрации премьер-министром Египта.
Пожалуй, это все, что я хотела рассказать о нашей работе в Египте и о живой истории, «живой» потому, что видим мы ее не в книгах, а собственными глазами.
Борис Долгин: Когда приходят представители какого-то нового направления науки (те, кто пока не был у нас), мы просим дать их взгляд на современное состояние сферы, в которой они работают. Как вы видите сегодняшнюю российскую египтологию, какие есть центры, что происходит интересного, в чем специфика вашего Центра?
Галина Белова: Египтологических центров в нашей стране достаточно. Кафедры египтологии есть и в Московском, и в Санкт-Петербургском университетах, центр в РГГУ. Не буду перечислять их все, потому что история, собственно говоря, начинается с Египта, а значит, египтология всегда привлекала внимание исследователей. Но организаций, которые проводят раскопки, у нас немного. Помимо нас на территории Египта работает Центр, созданный при РГГУ: проводит раскопки в Гизе. Наш Центр академический, только мы проводим археологические исследования на столь обширной территории и изучаем такое большое число памятников.
Слушатель: Каким образом вы договариваетесь с египетским правительством, или между нашими странами есть межправительственное соглашение? Почему вам дают определенные куски территорий, на каких основаниях?
Галина Белова: Дело в том, что в Египте существует специальное Министерство древностей (раньше оно называлось Службой древностей), которое распределяет концессии между учеными. Руководить экспедицией в Египте может только доктор наук, человек, который работал в Египте на других памятниках в течение пяти лет. Концессии выдаются персонально, исключительно сотрудникам авторитетных учреждений. Кроме того, существует соглашение между Министерством древностей и Российской академией наук.
Слушатель: А вот эти вещи, которые вы раскопали, вы их потом сдает в Египет или частично вывозите сюда? И на каких условиях?
Галина Белова: Нам, к сожалению, не повезло, мы слишком поздно родились. Где-то в начале XX века из страны можно было вывозить до 25% найденных вещей, благодаря чему, собственно, и пополнялись коллекции европейских и прочих музеев. Теперь это запрещено, все вещи мы сдаем египетскому правительству. Но многие находки хранятся близко к месту раскопок, в специальных хранениях, построенных египтянами. Соответственно, мы имеем право их изучать в любое удобное для нас время, но, конечно, в Россию они не попадают.
Слушатель: А сейчас Институт археологии существует?
Галина Белова: Да, Институт археологии существует.
Слушатель: Я еще лет сорок или пятьдесят назад студентом был в археологической экспедиции, когда Нижнекамское море затопили. Я просто давно отошел от этого всего. Сейчас он существует?
Галина Белова: Да, Институт археологии, если Вы имеете в виду его, существует, но раскопками в Египте не занимается. Он в основном занимается археологическими исследованиями на территории России.
Слушатель: Спасибо.
Слушатель: Я хотела спросить: кто вас финансирует? И цветные наскальные рисунки, которые вы отреставрировали, там и остаются?
Галина Белова: Эти рисунки называются росписями. Вывезти их невозможно, ведь они представляют собой крашеные стены. Финансирование - это больной вопрос. Нас финансирует ФАНО России из федерального бюджета. Конечно, этих средств недостаточно, и нам приходится обращаться к спонсорам. Что касается реставрации церкви аль-Муаллака, ее субсидировало египетское правительство.
Слушатель: Еще я хотела спросить: вот то, что мы раньше знали об инфекциях, которые были в местах экспедиций , вот в отношении этого, прежде, чем приступать к вскрытию, какие-то сейчас есть…?
Борис Долгин: В каком смысле знали?
Слушатель: Ну, это было напечатано, что там заражались и гибли.
Галина Белова: Думаю, на тех, кто это написал, оказали влияние произведения Агаты Кристи.
Слушатель: Нет, это было в журналах типа «Наука и жизнь».
Галина Белова: Правильно. Потом эти сплетни перепечатывались, дополнялись и так далее. Мы пока ни с какими микробами не сталкивались, но они, наверно, есть…
Слушатель: Там в экспедиции, мол, а потом умирали…
Галина Белова: Это Агата Кристи, читайте ее роман «Проклятие египетской гробницы».
Слушатель: Спасибо за лекцию. Вопрос по «Белым стенам», которые вы нашли. Какие вообще аргументы, что это именно они, кроме побелки? Потому что известный очень объект, даже я про него слышал. Никто не мог найти, и вдруг раз ¾ вот они.
Галина Белова: Дело в том, что саисские фараоны отстраивали свои дворцы на месте построек Древнего царства. Артефакты этого времени, вплоть до керамики, они тщательно копировали. Кроме того, о том, что столица, «Белые стены», находилась именно здесь, свидетельствует ориентация дворца Априя. Если вы когда-нибудь приедете в Египет и заберетесь на его руины, вы прямо перед собой увидите пирамиды - гигантский мемфисский некрополь, Дашур, Абусир и Саккару. Также под слоями саисского времени были найдены фрагменты стен, а мы знаем, что «Белые стены» существовали и в эпоху Нового царства.
Слушатель: Здравствуйте, спасибо за лекцию, скажите, пожалуйста, меня интересует структура управления в Египте, это деление жрецов Верхнего Нила и Нижнего Нила. Есть сведения, что в первой верхней команде была Десятка, и в той команде была Десятка, и решения, принимаемые в каждой Десятке, транслировались жрецу, и выработка совместного решения жрецами Верхнего и Нижнего Египта в Доме жизни. Вот можно как-то поподробнее этот вопрос осветить, если вам известно?
Галина Белова: Административная структура Египта была чрезвычайно сложной. Каждый жрец был также представителем администрации. Вы правильно сказали, что существовали Десятка Верхнего Египта, Десятка Нижнего Египта, но далеко не только они решали политическую и религиозную судьбу Египта. Любой чиновник был жрецом, жрецы собирались на коллегии.
Жреческая структура была настолько сложной, что в двух словах не расскажешь. Так, жрецы, связанные с обслуживанием погребального культа, имели свои коллегии, представительства в Десятках, право голоса. Все зависело от того, какой вопрос решался. Но коллегиальное обсуждение в Египте существовало, и жрецы тоже обсуждали те или иные вопросы коллегиально. Как потом принималось решение? Думаю, коллегии могли предложить те или иные усовершенствования, строительство новых храмов. Окончательное решение при этом оставалось за фараоном. Собственно, административная организация - очень сложная вещь, она до сих пор недостаточно изучена.
Слушатель: Маленькое уточнение. Мне интересен именно сам феномен так называемого тандемного принципа управления. То есть, когда происходила выработка решения совместно партнера: жрецом Верхнего Египта, жрецом Нижнего Египта. И вот, как вы заметили, жрецы Верхнего Египта были богаче жрецов Нижнего Египта. Может, я ошибаюсь, поправьте, что, на самом деле, проблема заключалась в том, что они могли не контролировать, а как бы владели информацией об уровне дождевых стоков в Африке и, соответственно, наполняемости Нила. И соответственно, эту информацию транспонировали в низовую дельту, ну, по засеву полей и прочее, прочее. Может быть, как-то с этим связано. И выработка решения именно в Доме жизни. Потому что я как бы читал немного, что…
Борис Долгин: Вы базируетесь на чем? Источники, литература?
Слушатель: Не хочу пока озвучивать, просто хочу услышать комментарий.
Галина Белова: Повторюсь: вопрос этот очень сложный. Смотря о какой эпохе идет речь. Ведь история Египта - это три тысячи лет. Мы говорим, что фиванские жрецы были богатыми, но дело в том, что на протяжении какого-то времени, когда процветающая столица контролировала все торговые пути, мемфисские жрецы располагали огромными состояниями. О каком периоде идет речь? Надо уточнить, и тогда уже выяснять, что и как. К тому же, если привести параллели с нашей действительностью, вы вряд ли сможете определить, кто состоятельнее - чиновники из Санкт-Петербурга или из Москвы.
Уровень Нила действительно фиксировали (особенно в Асуане, так как вода прибывала с юга), причем не только жрецы, но и государственные чиновники.
Вопрос о том, что именно обсуждали в Доме жизни, нам нужно еще долго изучать, потому что источники отрывочные и не могут дать целостной картины того или иного явления, в них нет доскональных сведений о том, как все происходило.
Слушатель: По раскопкам более-менее понятно... А вот о том, о чем вы сейчас говорите, были найдены какие-то письмена, о том какая там была политика?
Галина Белова: Сохранилось очень много письменных источников: и сказок, и росписей на стенах гробниц, храмов, внутри пирамид. Возможно, этих источников недостаточно, чтобы полностью описать египетскую историю, которая, повторю, была очень долгой. Но они позволяют нам по крайней мере иметь о ней представление.
Слушатель: Можете уточнить, что это за имитация присутствия фараона в ритуалах захоронения, какие-то предметы?
Галина Белова: Во всех тринадцати тайниках были найдены однотипные предметы. Такие же артефакты были найдены на острове Элефантина, у южных рубежей Египта. Телль Ибрагим Абад, где мы работали, как я уже говорила, это восточная граница Египта. На обоих памятниках были обнаружены булавы, которые, как мы знаем из надписей и сказок, служили символом власти фараона. Внутренние покои подземных сооружений пирамиды Джосера были вымощены фаянсовыми зелеными плитками, использовавшимися еще в период 0 династии и символизировавшими власть, дворец. Таким образом подчеркивалось, что, хотя фараона физически в тот или иной момент в этих местах не было, его власть там присутствовала.
Слушатель: Спасибо за лекцию. А объясните, пожалуйста. Я так понимаю, что в коптской части, там достаточно много было раскопок на границе с пустыней. Просто такой поверхностный вопрос: как то, что вы раскопали, сохраняется, чтоб потом не засыпало опять? Или…
Галина Белова: Вы задали правильный вопрос: действительно, находки очень сложно сохранить. Во-первых, то, что вы раскопали днем при высокой температуре, ночью отсыревает. Во-вторых, в пустыне все время дуют ветры, поэтому наши антропологи, которые доставали из захоронений мумии, очень торопились. Рабочий день у нас длится с раннего утра до двух часов дня, за это время нужно все достать и положить в хранение. В противном случае находки либо растащат собаки, либо засыплет песком из-за ветра, либо размокнут так, что потом достать из могилы ничего не удастся. В общем, работать приходится в очень сложных, суровых условиях.
Слушатель: И второй вопрос: вот там была семья, и на одной из мумий была позолоченная маска. Есть какое-то объяснение такого странного обычая?
Галина Белова: Это не странный, а очень древний обычай, который был распространен не только в Египте, но и в других странах и связан с солнцем (с ним ассоциировалось золото). Естественно, позволить себе такую маску могли только богатые люди.
Слушатель: То есть, это просто некая для нас фиксация того, что это был за человек, кто это был в семье, например?
Галина Белова: Вряд ли таким образом можно установить его статус в семье. Это мог быть и глава семьи, и брат, и кто угодно.
Слушатель: Спасибо.
Наталия Демина: У меня два вопроса: изменилось ли что-то с вашими исследованиями после египетской революции? И второй вопрос: нужны ли вам добровольцы? То есть, может ли кто-то приехать на какое-то время и вам помочь за бесплатно? Есть ли, где жить? Я знаю, что в Великий Новгород можно приехать, и там, в принципе, даже поселят в общежитие. К вам можно приехать на раскопки?
Галина Белова: С революцией, конечно, много изменилось, потому что сейчас стало труднее копать, труднее сохранять памятники, потому что полиция не работает, охранники не работают, и очень часто мы даже не можем провести сезон, потому что нам запрещают, поскольку под страхом восстания, которое может возникнуть в тот или иной момент времени.
Мы, конечно, очень заинтересованы в добровольцах, но любой доброволец в Египте сейчас очень дорого стоит. В условиях реорганизации Академии наук и сокращения бюджета добровольцев оплачивать мы не в состоянии. Поэтому, если человек хочет приехать, он может сделать это за свои деньги, но для того, чтобы взять вас в экспедицию (а мы заинтересованы в хороших руках), мы должны подать ваши документы в Министерство древностей за четыре месяца до начала раскопок.
Слушатель: Сколько у вас идут раскопки?
Галина Белова: Раскопки у нас идут весь год. Мы начинаем в ноябре, ноябрь-декабрь мы копаем в Фаюме, декабрь-январь - в Луксоре, март и апрель - в Мемфисе, а в мае мы ныряем в Александрии.
Слушатель: А в Гизе?
Галина Белова: В Гизе мы вообще не работаем. Мы проводим раскопки на городище, расположенном напротив саккарской пирамиды. Усилия археологов раньше были сосредоточены на раскопках некрополей, потому что памятники сохраняются в песке лучше. А города начали изучаться только недавно. Первыми их исследователями стали члены австрийской экспедиции Манфреда Битака, который копает Аварис, столицу Египта периода XVII династии. Именно в городах творилась настоящая история, ведь мы точно не знаем, как жила администрация, строилась политика и так далее.
Слушатель: Да, вот такой, на самом деле, феномен, вот такое выражение, мне запало: что «не только египтяне построили пирамиды, но и пирамиды построили египтян». То есть, сам процесс создания этих гробниц позволил структурировать эту огромную массу населения, и в едином порыве они это строили, и каждая бригада каменщиков писала свои послания фараону великолепному…
Галина Белова: В каком-то смысле, конечно, вы правы, потому что при строительстве пирамид создавались припирамидные города, где жили и рабочие, и скульпторы, и все, кто участвовал в сооружении гробницы. Но жизнь там не была безоблачной. На этих стройках трудилось свободное население, платили им хлебом - выдавали определенный паек. А в конце рабочего дня все должны были сдать медные инструменты, которые они использовали. По сути, это был своего рода трудовой лагерь. Другое дело, что такая повинность была временной - после окончания строительства рабочие могли вернуться домой.
Слушатель: Галина Александровна, а еще такой вопрос: как вы относитесь к теории лифта? К теории лифта про пирамиду Хеопса, когда камера царя опускалась из-за размыва соляного столба, и сама камера опустилась вниз для предотвращения разграбления? Вот эта теория выдвинута французским архитектором…
Галина Белова: Это из области фантастики.