будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
публичные лекции лекции Полит.ру архив_Политру
Июль 12, 2025
Публичные лекции

Как Сталин присоединял Прибалтику — лекция Елены Зубковой

Как Сталин присоединял Прибалтику — лекция Елены Зубковой
зубкова.jpeg
Елена Зубкова. фото - Наталья Четверикова

Как планировалось советская экспансия Литвы, Латвии и Эстонии и как принимали советских солдат в этих странах? 

С этой лекцией Елена Зубкова выступила в клубе «Билингва» в рамках «Публичных лекций Полит.ру» в 2008 году. Сегодня мы публикуем лишь часть ее выступления. Полный текст доступен здесь.   

Елена Зубкова — доктор исторических наук, профессор кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела РГГУ. Работала в университете Констанца и Тюбингена (Германия). Написала монографии «Общество и реформы, 1945–1964» (1993), «Russia after the War: Hopes, Illusions, and Disapointments, 1945–1957» (1998), «Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953» (2000), «Прибалтика и Кремль» (2008).

Впервые претензии Москвы в отношении Прибалтики как зоны своих особых интересов  ясно прозвучали весной 1939-го года. Тогда шли  переговоры между СССР, Англией и Францией о создании системы коллективной безопасности в Европе и противодействии агрессору. На этих переговорах Молотов впервые озвучил готовность Москвы выступить гарантом Эстонии и Латвии в случае превентивной агрессии со стороны Германии. «Гарантии» подразумевали советское военное присутствие в этих странах. Информация о заявлении Молотова обошла многие печатные издания балтийских стран. Реакция была, конечно, сугубо негативной.

Когда же позиция руководства балтийских стран поменялась кардинально? После подписания пакта Молотова — Риббентропа с его секретными протоколами. Протоколы эти, конечно, нигде не публиковались. Но в балтийской прессе удивительно точно было передано содержание секретных договоренностей. Было ясно, что раздел сфер влияния состоялся. Как поступают в данной ситуации лидеры балтийских стран? Они требуют от Москвы гарантий, что такого соглашения нет. Конечно, никаких гарантий, кроме общих заявлений Сталина и Молотова, тогда так и не прозвучало. Пакт дает основание Сталину предпринять в Прибалтике более активные действия.

***

<...> На московских переговорах появляется очень важный и, пожалуй, решающий аргумент. В переговорный процесс включается Сталин. До этого он стоял немного в стороне. Но получилось так, что Молотов не справляется. Сталин подключается, и начинается откровенное давление на эстонскую сторону. Начинается торговля. Претензии СССР абсолютно ясны. Нужны военные базы, нужен контингент советских ВС в Эстонии. И вопрос для обсуждения только один — сколько.

Сначала советская сторона предлагает 35 000. Сельтер говорит, что у них эстонская армия в мирное время составляет 20 000. Сторговались на 25 000. И когда договоренность была достигнута, Сталин в свойственной ему манере, почти доверительно говорит Сельтеру: «Вы правильно поступили. Иначе с вами могло бы получиться так, как с Польшей».

***

Возникает впечатление, что у Кремля изначала был некий общий план поглощения Прибалтики, а потом пошаговое движение к достижению этой цели. Однако по документам не получается. Документально никак не подтверждается, что  осенью 1939 года у Сталина был замысел сделать из Прибалтики часть СССР. Я бы скорее сказала, что такого плана не было.

Что же было? Сталин сам ответил на этот вопрос. 27 сентября, в Москве, он беседовал с главой внешнеполитического ведомства Германии Риббентропом. Получается, что Сталин держал его в курсе переговоров с эстонцами. Так вот, Риббентроп спрашивает: «Не означает ли заключение пакта с Эстонией, что СССР намерен осуществлять медленное проникновение в Эстонию, а потом и в Латвию?» Сталин отвечает честно: «Да, означает. Но временно там будет сохранена существующая государственная система и т. д. » Это 27 сентября 1939 года. Через месяц Сталин выскажется еще более определенно. Это будет уже разговор с Георгием Димитровым. Там он скажет: «В пактах о взаимопомощи мы нашли форму, которая позволит вовлечь в орбиту интересов СССР целый ряд стран. Но пока мы сохраним их государственный строй, будем действовать, не добиваясь их советизации. Придет время, они и сами это сделают». Этой  фразой обозначен тот сценарий развития событий в Прибалтике, который для  Сталина был наиболее предпочтительным. Он потом будет реализован, но не в Прибалтике, а в странах Восточной Европы, после войны. 

***

У нас часто путают ввод советских войск в 1939 и 1940 году и показывают картинки 40-го года с публикой, цветами и т. д. На самом деле ввод войск 39-го года должен был быть проведен так, чтобы избежать любых контактов с местным населением.

Поэтому настоящие картинки выглядят так: советские колонны идут по пустым проселочным дорогам. Например, эстонская железная дорога не работала для населения 4 дня, шли военные перевозки. Стремление к изоляции советских военных от населения было обоюдным — такая была установка и с советской стороны, и с балтийской. Хотя, несмотря на установки,  были попытки организовать какие-то встречи и т. д. <...> Как раз приближалась годовщина октябрьской революции, хотели сделать какие-то совместные мероприятия. Это настолько разозлило Молотова, что он буквально «бил по рукам» своих полпредов, говоря: «Вас понесло ветром в сторону советизации! Этого делать нельзя».

***

Весной 1940 года ситуация сложилась таким образом: немецкие войска заняли Норвегию, Данию, стояли буквально под Парижем. Было ясно, что Франция не устоит. В этой ситуации Сталин больше не хочет ждать. Надо поторопиться. В Москве принято решение, что пакты — это не очень надежная гарантия для обеспечения советских стратегических интересов. Решение уже есть. Надо найти повод.

И тогда в Литве вдруг всплывает история о том, что там пропадают красноармейцы. Эта история начинает активно обрабатываться. 24 мая 1940 года полпред Поздняков пишет Молотову бумагу о том, что пропали 2 красноармейца. Их похитили литовские спецслужбы — и надо организовать срочное расследование, защитить наших солдат и т. д. Красноармейцы пропадали и раньше. Как пропадали? Это были чисто человеческие отношения. Пребывание в чужой стране несет в себе много соблазнов. Солдаты уходили из своих частей, потом возвращались. Это было обычное явление. Но тут было решено придать этому политический смысл. Речь, между прочим, шла о солдатах, которые пропали 24 апреля. Ровно месяц назад! Молотов моментально дает делу ход. И уже 25 мая вызывает к себе полпреда Литвы в Москве Наткевичюса и делает ему большое внушение, вручает ультиматум, что Москва очень недовольна, что Литва не может сама справиться с решением этой проблемы. И требует немедленно вернуть красноармейцев и организовать расследование. Литовцы заявляют, что они готовы, предлагают создать комиссию, расследовать и т. д. И в то время, когда в Москве скандал доходит до самой высокой точки, красноармейцы возвращаются.

Но механизм-то уже запущен. И никого уже не волнует, что они вернулись. Вообще эти бумаги о скандале с пропажей красноармейцев очень интересны. В них то возникают новые фамилии, то пропадают старые и т. д.  

***

Когда солдаты вернулись, литовская сторона просила дать возможность с ними поговорить. На это следовал ответ, что ребят сильно пытали, они не способны разговаривать. Как бы там ни было, но история с красноармейцами — довольно хлипкий повод для серьезных претензий. И тогда возникает идея о том, что за спиной Москвы страны Прибалтики собираются заключить между собой союз, так называемую «Балтийскую Антанту».

Идея-то старая, возникла еще в 20-е годы. И московская политика по отношению к так называемой Балтийской Антанте была разной. Но в данном случае повод был серьезный. И, используя два этих сюжета, Москва 14 июня предъявляет Литве ультиматум. 

***

Президент Литвы Антанас Сметона предложил сопротивляться советской агрессии. Кроме военного министра, его никто не поддержал. И тогда он принимает решение бежать из страны. Это случилось 15 июня. Премьер-министр Меркис подал прошение об отставке. Сметона его подписывает и бежит в Германию. Поэтому, когда 15 июня на территорию Литвы входят советские войска, там нет легитимной власти. Меркис как выполняющий обязанности президента обращается к народу с заявлением, что войска входят по договоренности с литовским правительством.

История с ультиматумами, предъявленными Латвии и Эстонии, была аналогична. Буквально через два дня и на территории этих государств входят советские войска.

***

Теперь предстояло сделать балтийские государства советскими. <...> В Прибалтику приезжают эмиссары. Жданов — в Эстонию, Вышинский — в Латвию и Деканозов — в Литву. Деканозов и Вышинский были заместителями Молотова. Жданов был правой рукой Сталина. Тут-то всё и начинается. Старые кабинеты ушли в отставку. И надо было сочинить новые. Проблема в том, что эмиссары не знали кадры, с которыми им придется работать.

Задача была не из простых. Ведь речь шла о формировании правительств, достаточно лояльных к СССР, но не «красных». <....> Это были такие профессорско-писательские правительства, куда вошли представители интеллигенции, как правило, лояльно настроенной к СССР, но не коммунисты. Потом во всех трех республиках были проведены выборы. Сценарий выборов тоже писался на коленке.

***

Потом провели выборы. Сама их история заслуживает отдельного сюжета. Для всех голосующих ставилась отметка в паспорте. Не было тайного голосования. Бюллетень надо было бросать под присмотром членов избиркомов. Постарались сделать так, чтобы не было альтернативных кандидатов, хотя почти везде они все-таки появлялись. Но выборы провели. Написали платформу для так называемого Блока трудового народа. В платформе не было ни слова о присоединении к СССР. Там была только фраза о дружбе с СССР. Как только выборы были проведены, новые парламенты принимают декларации (21 июля), в которых уже содержатся просьбы принять эти страны в состав СССР. Эта просьба выполняется. Сессия Верховного Совета СССР с 3 по 5 августа принимает Литву, Эстонию и Латвию в состав Союза. Делегации от новых республик попросили приехать в национальных костюмах на заседание Совета. Это очень смешные кадры. Большой зал, в котором сидят люди в цивильной одежде, а на их фоне женщины в национальных головных уборах.

читайте также
Публичные лекции
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Публичные лекции
Женское кино в сегодняшней России – дискуссия в «Клубе»: Саша Кармаева, Лиза Техменева, Ная Гусева
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).