будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» лекции Полит.ру
Июнь 13, 2025
Публичные лекции

«Книжный в Клубе»: кому нужны независимые книжные магазины сегодня?

«Книжный в Клубе»: кому нужны независимые книжные магазины сегодня?
саит_книжныи
книжный лекция обложка

15 декабря в рамках Публичных лекций Полит.ру команда «Книжного в Клубе» рассказала о том, как сегодня живется независимой книготорговле.

К. Сафронов: Меня зовут Кирилл Сафронов, я управляющий нашим книжным магазином. После моего вступления выступят сотрудники Книжного — Соня и Степан.

Когда я опубликовал анонс лекции в одной из запрещенных социальных сетей, прекрасный мой старинный приятель по одному поэтическому семинару Дмитрия Веденяпина написал мне в комментариях: мол, Кирилл, ну ты в своем уме вообще — писать в декабре 2022-го года, что для тебя насущной проблемой является выживание книжных магазинов? Типа других проблем нет? Я подумал, что, наверное, надо начать с того, чтобы объяснить, почему, собственно говоря, мне кажется, что это важно. 

Сейчас я пересматриваю сериал, который называется «Человек в высоком замке». Этот сериал снят по книге Филипа Дика. История в том, что идет 1962-й год, планета Земля, только во Второй мировой войне победили фашистская Германия и Япония. Они разделили Америку на три части: одна — немецкая, другая — японская, третья — нейтральная такая зона бандитская. К американцам они относятся как оккупанты к завоеванному населению. И в какой-то момент в этой реальности, такой страшной, безвыходной и темной, вдруг начинают появляться бобины с хроникой из нашего с вами мира, где победили союзники (примерно понятно, какая хроника Второй мировой войны нам известна). В книжке Филипа Дика вместо кинохроники из рук в руки блуждает самиздатовский роман, а в сериале такое решение – хроника. Мне кажется, что хроника — еще круче, потому что хроника — это документ, свидетельствующий о том, что существует какой-то другой мир. Герои этого фильма находятся в каком-то чудовищном аду, где, кроме власти и силы, нет никаких принципов взаимодействия между людьми. Находясь в этом мире, очень сложно сохранить чувство собственного достоинства, относиться к другим людям, понимая, что у них чувство собственного достоинства тоже есть (именно это и значит оставаться нормальным человеком). Так вот, если ты просто находишься в аду и у тебя в сознании нет никаких примеров другого мира, то ты неминуемо расчеловечишься, ты неминуемо превратишься в животное. Мне кажется, что независимые авторские книжные магазины — это одни из тех мест, которые являются островками содержания и островками какой-то иной жизни. В смысле, есть книжный в «Клубе», есть «Фаланстер», есть «Пархоменко». У «Гипериона» уже проблемы, «Маршака» уже почти нет. Например, кинотеатра «35 мм» уже нет — как-то проглотили. Это я отвечаю подробно моему приятелю и нам всем. Про то, в чем содержание нашего Книжного.


Книжный в «Клубе», фото: Елизавета Орловская

Дальше вопрос в том, что мы находимся там, где мы находимся. «Книжный в Клубе» появился в мае 2021 года, и у него был директор Лев Солопов, который после 24-го февраля уехал в другую страну, где ему стало очень грустно, и Дмитрий Соломонович Ицкович попросил меня включиться. Я никогда не был предпринимателем, я девять лет проработал в образовании, в Киноколледже «Московская международная киношкола», где, в частности, был заместителем директора по управлению финансами и вел мастерскую «Продюсер». И вот есть книжный магазин, в нем есть какое-то количество молодых сотрудников, которым 18–23 года, они где-то учатся, где-то работают, влюбляются, расстаются с парнями, уходят в депрессию, снимают комнаты, уходят в запой — ну, со всеми нормальными проблемами. Книжный магазин с не очень хорошими финансовыми показателями, но так как он находится вместе с «Клубом», то ему чуть легче жить. Как в той поговорке: что бы мы ни делали, получается автомат Калашникова. Вот чего бы я ни делал — газету «Зинзивер» или «Книжный в Клубе» — получается «творческая мастерская». Это уже не изжить, профдеформация. 

Мы попробовали начать такой образовательный проект, в котором каждый из сотрудников за что-то отвечает. И, вы не поверите, у нас это даже начало получаться, и мы прямо вышли почти в «два икса» по выручке в сентябре (по сравнению с июлем). А 21-го сентября происходит то, что происходит. Есть такая «Новая рассказ-газета», она выходит где-то раз в три недели. Так вот, первый выпуск, который у нас появился в Книжном, — это был выпуск с Горбачёвым, за две сентябрьских недели мы его распродали. После 21-го сентября ни один выпуск «Новой газеты» не набирал даже десять продаж. Мне кажется, что это хорошая иллюстрация к тому, что очень сильно меняется контингент, меняются люди, которые находятся в Москве. Сейчас мы попробуем рассказать, как мы в этой ситуации пытаемся выжить. 


Товаровед «Книжного в Клубе» Степан Самарин, фото: Елизавета Орловская

Да, я забыл сказать, что независимый или авторский книжный магазин — это книжный магазин, принцип формирования ассортимента в котором не пересекается на 100 % с принципом выгоды, есть какие-то другие критерии отбора. 

Нам надо, чтобы существовал книжный, в котором были бы какие-то клевые книжки, — за это отвечает Степан, и нам надо как-то сделать так, чтобы об этом узнали другие люди, не только посетители «Клуба», потому что нам явно не хватает посетителей «Клуба», — и за это отвечает Соня (за SMM и продвижение). Я надеюсь, что сейчас Степан и Соня, каждый со своей позиции, расскажут нам то, что им кажется важным, потом мы это, может быть, как-то подытожим и попробуем ответить на какие-то вопросы.

Степан: Всем добрый вечер! Меня зовут Степан, я товаровед в нашем Книжном. И я, наверное, просто хотел бы рассказать несколько пунктиков, таких деталек, из которых состоит наш Книжный. В них и будет содержаться ответ на вопрос о том, что вообще такое наш магазин, почему, как нам кажется, он важен не только для нас, но и для всех. 


Зам. управляющего «Книжного в Клубе» Маша Плотникова, фото: Елизавета Орловская

Первый — наверное, самый приятный пункт для вас — состоит просто банально в цене на наши книжки. Когда Книжный создавался, была идея сделать книжки с очень небольшой наценкой, чтобы они были доступны. Сейчас, к сожалению, чтобы хоть как-то выживать, мы немножко ее поднимаем, но всё равно по ценам на книги до сих пор остаемся одними из самых первых в низкой цене. Второй момент: мы стараемся функционировать как «третье место» — то есть не только Книжный, но и такое место, в которое можно прийти и чем-то еще позаниматься — от банального посидеть с компьютером на нашей черной лавочке до какого-то более масштабного и содержательного — например, посетить лекции. Еще есть маленькие и, как мне кажется, уютные опции в нашем Книжном, которые отсутствуют, например, в сетевых магазинах. У нас есть большая картонная коробка, которая набита всякими разными газетами и журналами. Эта коробка для того, чтобы люди приходили и делали из них коллажи: для многих это очень интересно, и это можно делать совершенно бесплатно. Еще мы придумали... У нас за баром работает Артур, он ученик Института современного искусства «База». Мы с ним решили, что проведем в Книжном такую миниатюрную, «карманную», совершенно негласную выставку наших работ — мы оба что-то там немножко делаем в художественном плане. Вы можете зайти и посмотреть на две картинки, которые у нас висят над кассой. Мне кажется, что это тоже какой-то такой, пусть очень миниатюрный, но приятный и уютный штрих. Эта концепция «третьего места» выгодно нас отличает даже от флагманского независимого московского книжного «Фаланстер»: у них есть места, где посидеть, у них также проходят очень хорошие мероприятия, и так далее. Но не знаю, в силу каких объективных или необъективных причин, мы чуть более открыты и готовы поселить в нашем пространстве любых гостей. «Фаланстер» как будто бы чуть более магазин, а мы как будто бы чуть более дом. Мне кажется важным сохранять вот этот дух дома. Кстати, например, я хожу в тапочках: мне кажется, это и удобно, и тоже несет ореол какой-то человечности, простоты и домашности. 

Соня: Всем еще раз добрый вечер! Я Соня, занимаюсь SMM-продвижением «Книжного в Клубе». Сегодня утром мы разговаривали с нашим постоянным гостем и обсуждали «Циферблат. Свободное пространство», может быть, знакомое вам. Не так давно был день рождения «Циферблата» на Пушкинской — десять лет исполнилось, и мы обсуждали, что есть какая-то связь и с нашим Книжным. Какое-то время назад закрылся «Циферблат» на Покровке, который был культовым местом, и его помещение было буквально в соседнем здании. И спустя какое-то время открылся «Книжный в Клубе», который стал не просто книжным магазином, а тоже неким пространством, куда можно прийти и встретить знакомых, где можно хорошо провести время, где можно приятно пообщаться или познакомиться с новыми людьми, просто зацепившись взглядом за одну и ту же книжку на полке. Для многих это тоже стало близким сердцу местом, но потом всё немножко поменялось. 

Если посмотреть соцсети книжного начала этого года или еще даже лета — достаточно смелые маргинальные интеллектуальные фотографии, посты и тексты, совсем простые, как будто тебе пишет друг, а не какой-то серьезный бизнес, который пытается тебе продать книжки, — это работало. Это перестало работать после сентября, когда неожиданно большая часть «постоянников» и гостей Книжного просто уехали, перестали появляться и совсем потеряли контакты. И не то чтобы про Книжный стали забывать, но как будто бы ты приходишь сюда и уже не видишь ни одного знакомого лица. Сильно поменялся контингент в «Клубе», сильно поменялся контингент в Книжном — стали заходить люди, которые впервые о нас услышали или увидели, оказавшись в стенах «Клуба». И возникла проблема: нужно было придумывать что-то новое. То, что раньше работало, перестало работать, и, к сожалению, рынок устроен так, что нужно стараться, нужно бороться, нужно играть по его правилам. Стали перепридумывать форматы, но основной задачей было не потерять душу, потому что душа этого места — это одна из самых ценных вещей, которая, в принципе, характеризует это место. И до сих пор мы стараемся учиться находить баланс между коммерцией и сердечной теплотой, которую хочется вложить в каждый пост. 

Вопрос в том, как продать книжку, которая суперпопулярна и есть в каждом книжном магазине в этом городе и в этой стране, есть на любом интернет-маркете и на «Озоне». Ответ — никак. Если нужно будет купить определенную книжку, вряд ли вы купите ее у нас, но зато мы можем вам продать другую книжку, близкую нашему сердцу, ценную, о которой вы нигде в интернете не прочитаете так, как расскажут наши работники. Например, букинистику. О ценных изданиях и неизвестных авторах могут рассказать только работники локальных независимых книжных — например, нашего. Очень ценно, что в нашей команде каждый работник любит определенную литературу — кто-то больше прозу, кто-то больше зарубежную. Это не специально, так получилось совершенно случайно. Приятно, когда к нам приходят гости и спрашивают, кто на смене, потому что большинство знает работников по именам и всегда рады их увидеть, или просто зайти выпить кофе и спросить про какую-то книжку, или поделиться инсайтом после прочтения какой-то книжки. Это ценно и это мы стараемся сохранить. И это основная цель у меня как у SMMщика — через экран попробовать передать эту атмосферу, рассказать, что мы за место и почему именно к нам стоит приходить.

К. Сафронов: Вот, например, мы с Соней придумали такую историю. По понедельникам (а понедельник — это такой самый сложный день) мы прячем в книжку 500 рублей. Этот проект называется «Понедельничные пятихатки». В одной запрещенной сети вывешивается какая-то подсказка, по которой люди в течение понедельника (два раза мы это делали, и так получалось) находят 500 рублей.

Соня: Что в первый раз, что во второй приходили ребята и устраивали целые соревнования, обыскивая все полки. Интересно еще общаться с людьми уже после того, как деньги найдены. Которые не успели к нам вовремя заскочить. Они делятся в заметках огромным списком своих догадок, которые намного оригинальнее, чем наша задумка.

К. Сафронов: Да. Степан, а расскажи про принцип выбора ассортимента. Соня это зацепила, но, наверное, надо это объективировать.

Степан: На самом деле, принцип очень простой. В наши Книжный попадают те книжки, которые хотят участники нашей команды. Ко мне, например, подходит кто-то из нашей команды и говорит: а закажи книжку о чаепитии и землетрясениях, в издательстве «НЛО» она недавно вышла. И он может за нее сердечно поручиться, потому что он на самом деле ее любит, ему нравится рассказывать людям о ней. Мы заказываем эту книжку, она к нам попадает. Это 90 % случаев, когда именно по сердечной привязанности и сердечному интересу кого-то из участников команды книжка к нам попадает. Другие 10 % — это проверенная классика или новинки, которые должны быть и о которых, скорее всего, придут и спросят. 

Я, например, очень люблю книжки, которые издает небольшое питерское издательство «Яромир Хладик». И в какой-то момент мы, например, скупили и завезли почти всё, что они выпустили за свой еще, по-моему, не очень долгий срок существования. Там довольно много книг разных. И я сомневаюсь, что можно прийти в какой-то сетевой магазин и там вообще будет «Яромир Хладик», такой как бы не массовый, но очень хороший издатель. Еще Соня упомянула про букинистику. У нас расширился и теперь довольно большой сектор букинистических книг, и там тоже можно встретить какие-то приятности. Например, какие-то старинные покеты от «Азбуки-классики», вы их, наверное, знаете — такие зелененькие. Они и сейчас выходят, но есть ряд книг, которые выходили раньше, а сейчас их давно не переиздавали. И вот у нас есть любители, которые выискивают, например, эти книжки на Авито, кто-то из нашей команды, покупают, приносят, и мы их тут продаем. 


Маша Плотникова и Степан Самарин, фото: Елизавета Орловская

К. Сафронов: Естественно, наш главный партнер — это издательство «О.Г.И.», которым тоже владеет Дмитрий Ицкович, поэтому у нас книжки «О.Г.И» дешевле всех. «НЛО», «Либра», «Новое издательство». Помимо новых книжек, еще букинистика, пластинки, рукотворные зины, открытки и всякая всячина. Еще мы запартнерились с журналом «Белый шум», и при каждой покупке больше 500 рублей мы дарим экземпляр «Белого шума», а при каждой покупке выше 1000 рублей мы дарим бесплатный экземпляр журнала «Правила жизни»…

Степан: …который в «Азбуке Вкуса» стоит рублей 900, по-моему.

К. Сафронов: Да. И еще у нас есть, конечно, образовательные курсы, этот проект называется «Университет Зинзивер». Мы провели курс по видеодневникам, один успешный, второй — чуть менее успешный. «Введение в Израиль» мы пока перенесли на непонятно когда, а вот курс иллюстрации от Лены Храбровой мы перенесли на середину января просто потому что нам много людей в разных соцсетях написали, что у них сессия и перегруз. В «Вышке» сессия в конце декабря, а в других вузах — в начале января, поэтому там никак нельзя было найти другое время. Очень клевый курс Лены Храбровой будет: это такая детская иллюстраторка, выиграла вообще всё, что можно было выиграть, у нее там миллион книжек, и она вообще очень крутая. Если Саша Салман в конце своего курса устроила премьеру видеодневников, там пришли киношники и критики обсуждать, то у Лены Храбровой в конце курса будут открытки, закладки, стикеры — короче, набор каких-то рукотворных результатов, и лучшие из этих работ мы тоже будет продавать в книжном. 

Еще, наверное, есть такой вопрос. Я просто общался с сотрудниками книжного магазина в «Билингве», который я чуть-чуть захватил. Я приехал в Москву в 2010 году, а где-то в 2012-м или в 2013-м уже закрылось всё это дело. И вот там, конечно, книжный магазин прямо взрывал танцпол. Вплоть до того, что по чеку он чуть ли не спорил с баром. Конечно, мы таким похвастаться явно не можем, и я думаю, что это не потому, что мы такие конченые, а потому что смысл книги чуть-чуть изменился. Всё-таки в те времена, когда интернет и интернет-магазины не были в каждом кармане, книга была действительно клевым передатчиком информации. Сейчас мне почему-то кажется, что, скорее, книга — это подарок. Это подарок себе, если это новинка, либо это подарок кому-то. Я какую-то книгу прочитал и хочу, чтобы кто-то тоже. То есть я заглянул в какой-то мир, встретился с каким-то автором, и я знаю, что этот человек не заглянул. Так, например, всем сотрудникам газеты «Зинзивер» я подарил Петра Вайля «Стихи про меня», потому что оказалось, что никто эту книгу не знает почему-то. А мне кажется, что людям, которые занимаются публицистикой, как-то странно не знать Петра Вайля. 

Если я знаю, что вышел Пелевин, или вышел Сорокин, или Водолазкин, о ком из каждого утюга трещат, конечно, у меня рука сама тянется на «Book 24», «Озон», «Лабиринт»  (зависит от того, где у меня там есть какой-то процент, скидка или что-то такое). Мне легче заказать эту книгу и заказать доставку, потому что если мне надо пюре с котлетой, то я тоже, скорее, закажу доставку. Я уже избалован, мерзкий человек. Вопрос, конечно, не в этих книгах, а вопрос в том, что в книжный, в авторский книжный, я прихожу за экспертизой, так как в любом независимом маленьком книжном работают конкретные люди, которые сами занимаются закупками, и, скорее всего, они закупают те книги, которые сами читали, любят и знают. Я, во-первых, когда прихожу в книжный, конкретно понимаю, чего можно ожидать на полках, а чего — нет. Получаю экспертизу в том смысле, что определенный набор книг здесь уже есть. И предполагается, что не найду какого-то трешака, ну, тех книг, которые не связаны с ценностями того книжного, которые я выявляю и связываю с собой. А еще я могу поговорить с продавцом, сотрудником книжного. Со Степаном — про поэзию, с Дэвидом — про нон-фикшн, с Тимофеем — про зарубежную прозу. И это те люди, для которых книга, чтение книг — это жизнь, это то, на что они больше времени тратят, чем я. Если ты задашь вопрос в сетевом книжном о том, есть ли у них книжка Гандлевского — они просто разведут руками, не знают они. Они знают, кто такой Есенин, потому что в большом магазине книжку с наценкой в 2,5 раза могут купить люди, которые не особо… Ну, вы поняли.

К. Сафронов: Маша, ты хочешь что-нибудь сказать? Потому что мы чуть иссякли. Это Маша, она теперь наше всё.

(На сцену выходит Маша, новый зам. управляющего)

Маша: Хочу сделать акцент на том, что перед вами люди, которые делают это место. Мне кажется, что если бы не было таких людей с такой отдачей и с такой работоспособностью, которой можно только позавидовать, — не только работоспособностью, но еще и способностью сохранять в этом темпе душу, какое-то человеколюбие, нежность друг к другу, возможность услышать, возможность радоваться даже в таких обстоятельствах, возможность придумывать что-то новое, хотеть делать это что-то новое, заботиться друг о друге, о людях вокруг, о гостях, о стране, — это какой-то удивительный феномен вообще для любого времени, в котором, в общем-то, всем действительно тяжело. Такие очаги большой-большой любви, большой-большой силы и большой-большой воли — это, наверное, то, что хочется как минимум сохранить, показать, рассказать. 


Товаровед «Книжного в Клубе» Степан Самарин, фото: Елизавета Орловская

К. Сафронов: Давайте попробуем задать вопросы ребятам, это будет клево.

Зритель: Здравствуйте, меня зовут Екатерина. У меня, может быть, несколько личный к вам вопрос. Я, честно говоря, случайно сюда попала и про вас узнала, и я вижу, что вы очень молодые, с энтузиазмом. Почему это важно сейчас? Может быть, это любовь — нести в люди?

Степан: Спасибо за вопрос. Есть у нас такой деятель, литературовед, он еще и писатель — Александр Архангельский. По-моему, как-то с ним был разговор в передаче на канале «Культура», где он рассказывал о том, как по-разному на нас влияет текст в зависимости от того, на каком носителе мы с ним общаемся: с окошка телефона мы читаем, с чуть большего экрана электронной книги, с монитора, с книги — и это всё по-разному на нас влияет. Мне, например, очень трудно общаться с текстом, когда он не книжный, когда он не в руке у меня, такая вот у меня старенькая история. Мне это нужно просто чисто физиологически, я очень плохо воспринимаю другие форматы. И я время от времени тоже этот вопрос людям задавал: как вам удобно? Как вы читаете — с физического носителя или с электронного? И всё-таки находятся люди, которые отвечают, что им, наоборот, удобнее с электронного формата. То есть, возможно, здесь всё-таки какие-то личные предпочтения играют роль, но мне как романтику всё-таки кажется, что изначально всегда и всем с книжкой нужно общаться в исконном формате, бумажном, потому что такие немножко призрачные, немножко прозрачные, немножко неявные моменты теряются, когда мы общаемся с текстом не бумажным. Возможно, здесь отчасти есть какой-то романтический ореол мировидения, но тем не менее мне кажется, что живая книга может больше рассказать, как-то неявно, просто самим своим существом, чем та же книга, но в электронном формате. Поэтому у меня с книжками взаимоотношение вот такое примерно.

Маша: Я, наверное, обратную сторону могу показать. Я очень долго была человеком, который что-либо только в электронном виде читает просто потому, что всё время куда-то еду и мне кучу всего с собой таскать не очень хочется, и я чисто человек-ноутбук. Но какие-то вещи, которые ко мне пришли за время работы в книжном, — это то, что книга — это может быть вещь, которую ты ставишь себе на полку. Возможно, ты даже ее уже прочитал в электронном виде, у меня есть парочка таких, но она как что-то, на что ты смотришь, и тебе очень приятно, иногда очень приятно взять, полистать, но в целом это что-то, что визуально тебе может напомнить о том, о чем ты читал, почему ты купил эту книгу или от кого она. То есть это какая-то предметность, которая помогает держать связь с миром вообще. И еще один плюс бумажной книги — можно писать любовные письма, пока читаешь эту книгу, и потом отдавать ее предмету своего желания.

Соня: У меня достаточно простой ответ. У меня очень сильно повышается самооценка, когда я смотрю на корешки книжек и такая: «Да, я это прочитала, я классная!»

К. Сафронов: А можете по одной любимой книжке назвать? 

Маша: Не хочу сказать, что любимая, но это та самая книга, в которой я писала любовное письмо, и она, естественно, у меня осталась как что-то отдельное, — «Контур» Рейчел Каск. Эта книга про нащупывание себя через диалог с другими людьми, совершенно не похожими твою сущность.

Степан: Я еще хотел досказать буквально одно предложение к предыдущему вопросу. Физическая книга — это некий объект перед тобой, и с ним надо как-то взаимодействовать или не взаимодействовать, но игнорировать его трудно. А когда мы что-то читаем, опять же, через экран в электронной среде, то это как ветерок, виртуальный и призрачный, который пролетел, ты там, может быть, что-то запомнил и у тебя отложилось, но дальше оно как-то пролистывается и исчезает, как мне кажется. А физическая книга — она вот здесь, перед тобой на полке, или в руке, или тяжестью в портфеле, и с ней надо что-то делать.

Маша: Я против буллинга электронной литературы и прочтения, потому что весь мой универ прошел в электронном формате и всё-таки остался. И мне кажется, что это всегда зависит от человека, просто так как мы книжный и мы очень любим физические предметы, то нам хорошо, но не стоит как-то умалять возможность в целом текста и слова влиять на человека в любом из форматов.

Степан: Маша, ты говоришь справедливо. Я имел в виду просто лишь рассмотрение каждого феномена — книги бумажной, книги электронной — и выявление их отличительных черт, рассмотрение  поэтики, которое вообще, мне кажется, очень благотворно и вдохновляюще на нас может влиять.

читайте также
Публичные лекции
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Публичные лекции
Женское кино в сегодняшней России – дискуссия в «Клубе»: Саша Кармаева, Лиза Техменева, Ная Гусева
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).