будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Май 16, 2025
Публичные лекции

«Существует ли независимое кино?»

«Существует ли независимое кино?»
kuvshinova-151
Мария Кувшинова

Перед вами - расшифровка лекции кинокритика Марии Кувшиновой, прочитанной 30 июня 2012 года в рамках летнего цикла Публичных кинолекций МакГаффина и "Полит.ру". В этом году Мария Кувшинова – продюсер программы независимого регионального кино «Офсайд», представленной в рамках фестиваля «Завтра / 2morrow», где совместно с Киношколой им. МакГаффина организован образовательный кампус независимого кино ПАРТИЗАН. Лекции и мастер-классы в кинокампусе прочтут мастера Ким Ки Дук («Весна, лето, осень, зима... и снова весна», «Натянутая тетива»), Марианна Слот (продюсер Ларса фон Триера), Энрю Нил, Марина Разбежкина, Михаил Брашинский, Александр Расторгуев и др.

Мария Кувшинова – кинокритик. Родилась в 1978 году. Окончила газетное отделение факультета журналистики МГУ. Публиковалась в «Известиях», «Ведомостях», журналах Premiere, Empire, «Афиша», GQ, InStyle. В 2009-2011 годах — шеф-редактор раздела «Кино» сайта OpenSpace.ru. До недавнего времени – заместитель главного редактора W→O→ S.

Мария Кувшинова 

Весной я читала лекцию в Киношколе им. МакГаффина и рассказывала, как под влиянием новых технологий меняются отношения кино и зрителя. После этого мне написали студенты Высшей школы экономики и попросили ответить на вопросы анкеты. В числе прочего, необходимо было дать определение тому кино, которое не является индустриальным. Действительно, есть некая путаница в терминах.

Есть мнение, что термин "артхаус" к концу прошлого десятилетия себя окончательно скомпрометировал, потому что под этим лейблом часто выходили просто-напросто скучные фильмы.

Есть зрители, для которых «артхаус» является синонимом тягомотины; возможно, они не так уж неправы. В последнее время Антон Мазуров настаивает на том, что надо использовать термин «арт-кино» – это корректное, работающее название. Еще говорят о фестивальном кино. И есть обозначение независимое кино: в 90-е годы так, например, назывались американские фильмы, снятые не на голливудских студиях. Вопрос заключается в том, существует ли вообще независимое кино, и как оно существует. Мы будем говорить про Европу, Америку и Россию, про то, как по-разному термин интерпретируется в разных местах.

В Европе самая понятная ситуация. Существует огромная разветвленная система кинофондов – государственные, региональные, частные.

Если вы посмотрите какой-то европейский фестивальный фильм, то увидите, что перед начальными титрами идет по пятьдесят названий разных кинофондов. Соответственно, процесс поиска денег на кино в Европе состоит из многолетних переговоров продюсера с этими фондами. Среднее время сбора бюджета на игровой фильм – два года. Документалист Эрик Гандини, наполовину итальянец, работающий в Швеции, говорил, что сегодня совершенно невозможна ситуация, в которой работал Бергман в 60-70-х гг.; он снимал очень много, мог выпустить два фильма в год. Теперь так не получится, потому что

кинематографист должен быть не только тем, кто создает какой-то свой мир, но и тем, кто понимает, как найти финансирование.

Лео Каракс, показавший ленту «Holy Motors» на Каннском фестивале, не снимал полный метр 13 лет. Во время этой долгой паузы он рассказывал, что в начале его карьеры продюсер мог зарезать кого-то, чтобы достать деньги на фильм, а сейчас все слишком формализовано, и художнику подстроиться под это очень трудно.

Лекция Марии Кувшиновой

Степень независимости режиссера определяется тем, на какую сумму ему удалось договориться с тем или иным фондом и на каких условиях. Чаще всего из одного фонда нельзя получить весь бюджет, и он довольно сложно собирается. Возникает своеобразная и сложная система сдержек и противовесов. Это все скорее относится к северу Европы – к Скандинавии, Германии.

На юге Европы ситуация хуже. В последнее время на фестивалях прогремело греческое кино. При этом денег на культуру в Греции нет вообще. Кинематографисты снимают фильмы на собственные деньги у себя дома, и это действительно независимое кино.

Российские кинематографисты считают, что их должно поддерживать государство, но в США, например, никакой государственной поддержки не существует в принципе. Сейчас расскажу, до какой степени: на Каннском фестивале у каждой страны есть свой выставочный павильон. Туда можно прийти, получить материалы о фильмах, каталоги, о чем-то договориться. Государство таким образом продвигает национальную кинематографию. Так вот: американский павильон, наверное, единственный, в котором производители фильмов платят арендную плату. То есть не Минкульт тебя привозит с чадами и домочадцами, как у нас, а ты еще и платишь за то, чтобы свою брошюрку положить в американском павильоне.

К американскому кино термин «независимый» применять проще всего. Характерен пример Роберта Родригеса. Перед тем, как начать снимать более или менее профессиональное кино – а Родригес снимает с детства, – он написал стратегию и потом, в 1995 году, рассказал о ней в книге «Бунтарь без команды». План был такой: он собирался снять малобюджетный фильм, показать его студийным продюсерам, прославиться среди узкого индустриального круга и сделать высокобюджетный ремейк уже в расчете на другие доходы. Примерно так и произошло: фильм «Десперадо» с Антонио Бандеросом и есть такой сиквел-ремейк малобюджетного «Эль Мариачи».

В Америке есть разные институции, которые поддерживают независимое кино, позволяют ему существовать. Например, специальное подразделение Fox – Fox Searchlight – выискивает независимые фильмы, берет их на дистрибуцию.

Еще в Америке существует система микрокинотеатров (что-то среднее между кинотеатром и киноклубом) – они тоже являются механизмом распространения безбюджетных и малобюджетных фильмов, у которых нет влиятельного дистрибутора.
Мария Кувшинова 

Со времен съемок «Десперадо» прошло 15 лет - и несколько изменилась техническая сторона вопроса. Родригес зарабатывал на «Эль Мариачи», принимая участие в медицинских экспериментах, а потом рассылал по студиям видеокассеты с фильмом. Сейчас у его последователей появились социальные площадки, различные сайты – все это механизмы поиска денег на производство и дальнейший прокат.

Летом на «Стрелке» проходит фестиваль «Саммертаймс», там показывают фильм «Детское» (Kid Thing), снятый за 10.000$. Это история девочки, которая предоставлена самой себе. Однажды эта девочка находит яму, в которую упала женщина – упала и живет там.

Как правило, у каждого фильма есть дистрибьютор, который продает права на прокат в разные страны мира. Успех фильма часто зависит от этого дистрибьютора. Все помнят картину Андрея Звягинцева «Возвращение» – ее международный успех во многом связан с тем, как хорошо ее продавали, и как много внимания к ней удалось привлечь на рынке еще до победы в Венеции. Так вот, фильм «Детское» дистрибутируется совершенно по другой системе. У него вообще нет сэйлз-агента, российская компания договорилась с режиссером о показе напрямую. Естественно, такой способ продажи возможен только в новой технологической ситуации - при наличии социальных сетей, специализированных сайтов – иначе как в другом конце света узнали бы об этой работе? Картина «Детское» является абсолютно независимым фильмом от начала до конца, от момента производства до момента продажи и показа.

Другой пример: сейчас на «Кикстартере» происходит поиск средств на прокат документального фильма про Детройт и его разрушение, называется «Детропия». Можно помочь деньгами, можно организовать показ в своем городе. Таким способом могут аккумулироваться средства не только на производство, но и на дальнейшую жизнь фильма.

Что происходит в России?

Можно сказать, что в России нет независимого кино, потому что практически все российские фильмы так или иначе сделаны при участии государства. За редкими исключениями.

Как раз фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» – независимый, потому что был сделан на частные средства семьи Лесневских. Еще один независимый фильм –

«Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой – прорыв для российского независимого кино. Картина снята за 20.000$, личные средства режиссера.

Фильм снят на фотоаппарат Canon Mark II, но даже в России он такой не первый. Первый – картина «Явления природы», в котором в титрах в качестве продюсеров фигурирует 10 или 12 имен – как раз тот самый случай, когда друзья скинулись и дали деньги на фильм.

«Портрет в сумерках» после довольно неудачного показа на «Кинотавре» понравился многим зарубежным отборщикам, после чего началось его триумфальное путешествие по зарубежным фестивалям. Денежные призы на фестивалях окупили бюджет. Фестивали, кстати, - это альтернативный способ заработать на фильме еще до начала проката – за счет призов и других мелких поступлений.

«Портрет в сумерках» – не единственный в нашем прокате пример независимого кино, несколько лет назад пользовался популярностью фильм Романа Каримова «Неадекватные люди», который был снят за 100.000$, а в прокате собрал 600.000$, окупился шесть раз.

Некоторые наши кинематографисты начинают использовать новые модели. В этом году на «Кинотавре» показали фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит»: сами создатели тратили свои деньги на производство в расчете на прибыль. Похожим образом сделанный фильм сейчас закончил Михаил Брашинский – «Шоппинг-тур», про то, как мама с сыном едут из Петербурга в Финляндию на шоппинг, а там в один из летних дней все население страны превратилось в каннибалов. Люди, профессионалы от кино, вложили свои деньги и усилия, чтобы осуществить этот проект.

Абсолютный феномен российского кино нашего времени – фильм Сергея Лобана «Пыль» (2005), который стоил 3.000$, попал в конкурс «Перспективы» Московского фестиваля, и это очень сильно ему помогло. Был осуществлен прокат в кинотеатрах, картина собрала 40.000$ в 2005 году, когда прокат только начал возрождаться. Это не помогло Сергею Лобану быстро найти деньги на следующий фильм, но и «Шапито-шоу», который стоил уже 2.000.000$, в общем, тоже независимый фильм: у него были частные инвесторы.

В принципе, если начать искать, то можно найти и другие примеры. Петербургский режиссер Константин Селиверстов снимает безбюджетное кино и сделал так уже 17 фильмов. Такие умеренно любительские картины, хотя один из его фильмов тоже был в российском прокате.

Это примеры, которые на слуху, но есть и другие, менее очевидные.

Россия – очень большая страна, в ней много республик и областей. В некоторых из этих республик существует собственная кинематография, о которой мы в столицах почти ничего не слышим.

Тем не менее, иногда доходят слухи – в этом году в общероссийский прокат вышла бурятская комедия «На Байкал», она снята КВН-щиками из Улан-Удэ, это уже не первый их фильм. У себя в регионе, в Улан-Удэ, в Иркутске это был абсолютный хит проката. Фильм рассказывает о том, как студент петербургского института едет на Байкал снимать дипломную работу и вспоминает о том, что когда-то у них на курсе учился бурятский мальчик; он приезжает к нему в надежде, что тот поможет ему освоиться на Байкале. Дальше у них начинаются разные приключения. Комедия стоила 100.000$ и только в своем регионе собрала 300.000$. После того, как она вышла в федеральный прокат и была показана в некоторых других регионах, она стала 62-м окупившимся фильмом за всю историю новейшего российского кино. Сейчас эти люди снимают продолжение «На Байкал-2» с бюджетом уже в 300.000$.

Ясно, что эти фильмы не соответствуют нашим представлениям о том, что такое авторское и независимое кино, их никогда не покажут на Каннском фестивале, но, тем не менее, они есть, и это тоже кино.

Если человек состоялся как независимый режиссер, его заметили, то у него два пути. Либо продвигаться дальше в индустрию, либо остаться в независимом андеграунде, и тогда его будут показывать в микрокинотеатрах.

Бурятская комедия – довольно громкий пример, но есть и другие. 

В конце января в Петрозаводске прошла премьера первой карельской комедии «Человек из банки». Этот фильм сравнивают с «Пылью», его главный герой – довольно несуразный малый, живущий со своей тиранической бабушкой. Фильм снял режиссер Иван Кульнев, у которого в Петрозаводске своя студия. Они снимали короткий метр, пытались подойти к длинному. Кульнев рассказывал, что подавал документы на какие-то гранты, пытался получить финансирование, а потом просто махнул на это рукой и начал снимать собственными силами. При этом он очень настаивал на том, чтобы у него были профессиональные актеры, которых он нашел в петрозаводских театрах. Все сделали своими руками.  Если вы зайдете на страницу этого фильма «Вконтакте», вы увидите, что там есть опрос петрозаводского кинотеатра «Пионер», публике задается вопрос: «Хотите ли вы, чтобы прокат этого фильма продлили?»

Примерно такая же система работает в Америке, где люди сами решают, хотят ли они дальше смотреть фильм или нет. 85% ответивших людей проголосовало за продление проката «Человека из банки».

Мой любимый пример – омский хоррор «Споры», за которым я слежу с 2007 года. Режиссер этого фильма Максим Дьячук, у него своя студия, он производит рекламные ролики, зарабатывая таким образом деньги. На протяжении пяти лет он снимал «Споры» – фильм о том, как космические споры осели на полигоне неподалеку от Омска. Очень интересна дальнейшая судьба фильма, потому что у него нет не только государственного финансирования, но и проката в России. После того, как Дьячук закончил картину, через социальную сеть на него вышел некий американский журналист, ибо в Америке очень много сайтов, которые интересуются жанром хоррора. У фильма появился канадский дистрибьютор, который купил права на прокат в Северной Америке. В обход Москвы и всей той системы, которую мы знаем, фильм попадет к зрителям. Бюджет – 35.000$, снимал Максим сам, помогали ему коллеги из его студии. За время работы над картиной он снял несколько короткометражек, сейчас собирается снимать новый хоррор, называться он будет «Последний полет Веллеса», тоже в Омске, но уже на английском языке.

Мария Кувшинова

Меня очень интересует история с регионами на всех уровнях, потому что уже невозможно постоянно замыкаться в московской жизни. Все это более интересно, живо и открыто, чем бесконечные дрязги в Москве. Получается, что когда ты живешь в столице, вблизи от власти, всегда рассчитываешь не на себя, а на нее. Мы много говорим о российском кино, о той ситуации, в которой оно оказалось.

Самое удивительное, что российские режиссеры, живущие в совершенно капиталистической неолиберальной системе, продолжают думать, что государство им по социалистической привычке что-то должно, раз они творцы.

Неудивительно то, что государство в ответ на финансирование требует каких-то идеологических компромиссов. Все приведенные примеры подтверждают, что если ты хочешь снимать кино, ты будешь его снимать, а не сидеть и ждать, когда кто-то тебе принесет денег и потребует взамен, чтобы это была «Брестская крепость».

Если в регионах появляются люди, которые снимают коммерческую комедию про несуразного мальчика и хорроры, то наверняка появятся те, которые будут снимать что-нибудь другое, что больше будет соответствовать нашим представлениям об авторском кино.

В завершение хочу поблагодарить Антона Мазурова, Алексея Лайфурова и Ивана Чувиляева, которые помогли мне подготовить выступление.

Фильмы «Шопинг-тур», «Человек из банки», «Споры» и другие примеры регионального кино можно будет увидеть в специальной программе «Офсайд» на фестивале «Завтра/2morrow».

читайте также
Публичные лекции
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Публичные лекции
Женское кино в сегодняшней России – дискуссия в «Клубе»: Саша Кармаева, Лиза Техменева, Ная Гусева
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).