11 апреля в Центральном Доме журналиста прошла очередная постановка ProScience Театра. На тему «”Запрещенная” химия» выступил выдающийся химик и кристаллограф Артем Оганов. Вечер вел журналист Никита Белоголовцев.
О том, как это было — фоторепортаж Натальи Четвериковой.
“У вас золотая голова, но кривые руки”, - сказал преподаватель Артему Оганову во время практикума на физическом факультете в МГУ. Это был первый и последний в жизни эксперимент будущего знаменитого кристаллографа, что не помешало ему с коллегами разработать эффективный эволюционный метод предсказания кристаллических структур, на основе которого была создана программа USPEX. Сейчас ее используют более 3100 ученых во всем мире, а компании покупают за 160.000$.
В экстремальных условиях химия прекращается, начинается физика, рассказыает Артем Оганов. Оказывется, под давлением нарушается даже великий закон Менделеева. Команда ученого смогла под давлением превратить натрий в прозрачный неметалл.
Превращение металла натрия в прозрачный неметалл сначала было предсказано методами компьютерной химии, а потом проверено экспериментально. Такие вещества труднодоступны для экспериментального изучения, поэтому исследователи хотят научиться предсказывать их структуру методом компьютерного моделирования.
Правила классической химии нарушаются, а общие правила «запрещенной» химии еще не выработаны.
С помощью эволюционного алгоритма и основанной на нем программы «USPEX» теперь ученые могут представить себе структуру тех веществ, которых они еще не видели. Эволюционный алгоритм, позволяющий быстро решить оптимизационные задачи, дает возможность сузить дерево перебора вариантов и предсказать существование новых веществ в экстремальных условиях. Благодаря компьютерному алгоритму удалось открыть некоторые соединения, которые по разным причинам не замечали химики.
Люди, у которых работают мозги, живут дольше и счастливее, цитирует результаты исследования Артем Оганов.
В детстве маленького Артема спросили “Кем ты хочешь стать?” Он ответил: “Старушкой в Политехническом музее”.
Соединение MnB3 также было предсказано теоретически, как и целый ряд карбидов. Дизайн новых материалов сегодня - это революция в химии. В Америке и Китае уже объявлены национальные программы.
Хотя считается, что 19 век был веком химии, 20 - веком физики, а 21 - век биологии, в химии еще очень много всего можно открыть, убежден Оганов. 50% соединений, состоящих из двух элементов, неизвестны. Трехэлементных соединений известно порядка 1%.
Все, что умеет органическая химия, азотная химия под давлением тоже умеет. Разнообразие азотной химии, вожможно, превзойдет разнообразие органической, считает Артем Оганов.
“Интерес к химии у меня проснулся в 4 года от книги Венецкого "О редких и рассеянных", которую подсунула мама”, - рассказывает Артем Оганов о книгах, определивших его жизненный путь.
Артем Оганов рассказывает, как могла бы выглядеть неуглеродная жизнь.
“Люди интересуются не тем, почему у тебя жизнь сложная, а тем, что ты сделал”. Артем Оганов с моделью предсказанного им вещества. Следующая постановка ProScience театра состоится 16 мая, выступит историк Игорь Данилевской.