Представители естественных наук призывают ввести в историю нашей планеты новую эпоху – антропоцен. Об этом говорилось в выступлениях на проходившем в Стокгольме международном форуме EuroScience.
“Каждый Образованный Студент Должен Курить Папиросы. Три Юных Мамонта Паслось На Чердаке” - с помощью такого нехитрого мнемонического правила студенты и школьники учат геохронологическую шкалу – “Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь, Триас, Юра, Мел, Палеоген, Неоген, Четвертичный период...”
Вся естественная история Земли с момента образования планеты и до сегодняшнего дня разбита на эры, периоды и эпохи. Геохронологическая шкала показывает последовательность и соподчиненность основных этапов геологической истории Земли и развития жизни на ней. Она считается примерно такой же основополагающе, как, например, периодическая система элементов. Но если таблица Менделеева чуть ли не каждый год дополняется новым элементом, то геохронологическая шкала считалась практически незыблемой с конца XIX века. Любое изменение в ней считается глобальным событием.
Считается, что мы живем голоценовую эпоху четвертичного периода кайнозойской эры. Именно словом “голоцен” все геологи, палеонтологи и прочие естественники именуют отрезок времени, который начался около 10 тысяч лет назад — с завершением последнего оледенения на севере Европы. В течение голоцена суша и море приняли нынешние очертания, сложились современные географические зоны, сформировались пойменные террасы рек.
Это название (от греч. Holos - весь + Kainos – новый) было предложено британским ученым Чарльзом Лайелем в 1833 году и двумя годами позже одобрено на заседании Международного геологического конгресса в Болонье.
“Слово “голоцен” легко запомнить. Первые люди ходили голыми. А эта эпоха начинается как раз с появлением первых цивилизаций”, - примерно так на уроках и лекциях помогают заучить это слово. Но беда в том, что человек в какой-то момент престал быть голым. Он оделся, начал строить города, добывать ископаемые, выбрасывать в воздух и воду миллиарды тонн веществ.
Не важно плохо это или хорошо, но факт остается фактом - человек стал важным геологическим фактором. Экскаватор и бульдозер принципиально ничем не отличаются от ледника, ветра или извержения вулкана.
Еще в 1864 году английский геолог Дж. П. Марш опубликовал книгу “Человек и природа”, позднее переизданную под многозначительным названием “Земля, модифицированная деятельностью человека”. Позднее о “человеческом факторе” в формировании облика Земли говорил Вернадский, указав на возрастающую роль человечества как части биосферы.
К сегодняшнему дню люди переработали от 30 до 50% поверхности суши. Человечество использует более половины всей доступной пресной воды на планете. Антропогенный выброс в атмосферу двуокиси серы при сжигании ископаемых топлив достигает сейчас 160 Мт/год — почти вдвое выше его естественного поступления.
Сделанные человеком изменения рельефа, почвы, водоемов заставят поломать голову геологов будущих тысячелетий. С их точки зрения таянье, ледника может стать в один ряд с лужковской застройкой Москвы, а какая-нибудь промышленная свалка рискует превратиться в тему кандидатской диссертации по геологии.
И все больше ученых приходят в выводу, что Земля вступила в следующий период своего развития, в котором человек оказывает на окружающую среду не меньшее воздействие, чем природа.
В самом конце XX века нобелевский лауреат немецкий ученый Пауль Крутцен предложил ввести для современной геологической эпохи новое название — “антропоцен”. Он считает, что указать точное начало этого периода затруднительно; однако наиболее подходящая граница - конец XVIII века. Именно тогда глобальные эффекты человеческой деятельности стали отчетливо видны именно с этого времени (например, рост концентрации парниковых газов фиксируется в относящихся к данному периоду слоях буровых колонок льда).
Вслед за Крутценом все больше ученых начало склонятся к мнению, что “деятельность человека и в обозримом будущем останется важнейшим фактором глобальных процессов, в том числе геологических, если, конечно, этому не помешают гигантские извержения вулканов, вспышки пандемий, третья мировая война, падение крупного астероида или новый ледниковый период”.
Идея введения в геохронологическую шкалу новой эпохи стала предметом дискуссии на проходящем в Стокгольме международном научном форуме EuroScience, сообщает Lenta.Ru со ссылкой на Financial Times. В своем выступлении Пауль Крутцен отметил, что человечество быстро изменяет физические, химические и биологические характеристики планеты, причем наиболее заметными оказываются климатические изменения.
Многие другие биологи, геологи, климатологи и т.д. поддержали на форуме необходимость признания новой геологической эпохи. По мнению Уилла Стеффена, научного руководителя Международной программы по изучению геосферы и биосферы, - антропоцен сильно отличается от стабильной среды, в которой развивалось человеческое общество. "В будущем нам следует ожидать еще большей нестабильности", - отметил ученый.
Окончательное решение о пересмотре геохронологической шкалы должен принять Международный геологический союз.