Клуб Романа Абрамовича вернул себе статус главного возмутителя спокойствия на трансферном футбольном рынке.
За 50 миллионов фунтов «Челси» купил у «Ливерпуля» форварда Фернандо Торреса и установил трансферный рекорд Англии. Эта сделка вызвала у многих возмущение как своим масштабом, так и тем, что «нехорошо переманивать лидеров у конкурентов». Теперь на «Челси» снова посмотрели так же косо, как смотрят в России на «Зенит». Питерский клуб не стесняется выкупать топовых игроков у топовых же клубов, причем делает это так, что команды, у которых приобретается футболист, не в силах его удержать. Так из «Динамо» перешел Мигель Данни, из «Спартака» — Владимир Быстров, а из «Рубина» — Сергей Семак.
Если финансовые возможности позволяют командам типа «Челси» и «Зенита» тратить огромные суммы на покупку звезд, то другой категории клубов остается довольствоваться ролью доноров. Это вызывает обеспокоенность в УЕФА, где давно уже хотят ввести такую опцию как «потолок зарплат», чтобы хоть как-то нивелировать финансовое неравенство. Говорят в УЕФА и о финансовом «фейр-плей». Накануне организация выступила с заявлением, в котором было указано на то, что «УЕФА имеет полное представление об активности на европейском трансферном рынке в последнее время. Впрочем, надо отметить, что правила финансового "фэйр-плей" не запрещают клубам тратить деньги на приобретение игроков, но требуют сводить бухгалтерский баланс к концу сезона. Поэтому сложно комментировать каждую ситуацию в отдельности, не зная долгосрочной стратегии каждого клуба».
В случае с переходом Торреса в «Челси», наиболее пострадавшими являются болельщики «Ливерпуля», который и так переживает не самые лучшие времена. А уход символа современного «Ливерпуля» в стан одного из главных врагов стране вызвало у поклонников «красных» дополнительную порцию болезненных ощущений. Пока сам Торрес проходил медобследование в «Челси», еще не подписав с ним контракт, фанаты 18-кратного чемпиона Англии дружно сжигали футболки, где значится фамилия Torres. От любви до ненависти, как известно, порою хватает и одного шага, а в случае со взаимоотношениями «фанат — футболист», этот шаг имеет свойство быть молниеносным.
Сам Торрес умудрился высыпать пуды соли на открытые раны фанатов «Ливерпуля». В интервью официальному сайту «Челси» зазвучали слова футболиста о том, что очень рад переходу в эту команду (впрочем, что еще в таких случаях может сказать новичок клуба?): «Когда я играл против «Челси», у меня всегда была повышенная мотивация: каждый раз это была особая игра, чаще всего одна из важнейших в сезоне. Это, кстати, еще одна из причин, почему мне хотелось присоединиться к «Челси»: стать частью такого рода команды. Хочу отдельно поблагодарить болельщиков «Челси», поскольку я вижу, что они действительно мне рады. И если отчасти это все-таки радость от того, что я больше не буду забивать в их ворота, — что ж, это тоже хорошо».
От перехода Торреса в «Челси» другие сделки зимнего трансферного окна Европы остались в тени. Но даже в ней не нашлось места ни одному российскому игроку. Футболисты сборной России в настоящий момент не востребованы на Западе. Это не относится к Жиркову, Павлюченко, Аршавину, Билялетдинову, Погребняку, которые ранее задействованы в Европе. Но они, за исключением, разве что Аршавина, далеко не регулярно появляются на поле. Что касается других россиян, то они продолжают выступать на родине. С одной стороны, можно уповать на то, что российские клубы нынче конкурентоспособны с точки зрения финансовых возможностей и могут себе позволить удержать ведущего футболиста. С другой — конкретных предложений из зарубежья в последнее время никто из наших не получал.
Был, правда, вариант с переходом засидевшегося на скамейке запасных «Тоттенхэма» Романа Павлюченко, который был «на карандаше» у скаутов мадридского «Реала». Но испанский гранд остановился на кандидатуре Эммануэля Адебайора, который перешел из «Манчестер Сити» на правах аренды. Впрочем, даже если бы на его месте оказался Павлюченко, это была бы уже другая история. Роман уже засветился в Европе, чего не скажешь о тех россиян, которые продолжают выступать в своей стране.
Не смог вернуться в Германию выдворенный из «Спартака» за нарушение спортивного режима Иван Саенко. В московский клуб он перешел в 2008 году из немецкого «Нюрнберга». До недавних пор было несколько вариантов с возвращением Саенко в один из германских клубов, но ни один из них так и не сработал.
Зато перебрался на Туманный Альбион белорусский форвард Сергей Корниленко. Он принадлежал питерскому «Зениту», но на правах выступал в «Томи», а потом — в «Рубине». Корниленко продолжит карьеру в скромном английском «Блэкпуле». Сможет ли он заиграть там в полной мере — большой вопрос. Как показывает практика, никому из игроков стран СНГ, в российских топ-клубах игравших не постоянно, не удавалось закрепиться в командах дальнего зарубежья. Яркий тому пример – Андрей Каряка, который переходил из самарских «Крыльев Советов» в португальскую «Бенфику». Там он так и не приобрел места в основном составе и для вменяемого продолжения карьеры вынужден был вернуться в Россию.
Если в Европе зимнее трансферное окно захлопнуто, то в России, которая так стремится шагать в ногу с той же самой Европой, оно закроется лишь в марте. Так что у наших клубов еще есть возможность заманить иностранцев любого качества и даже вернуть своих, благо те нечасто появляются на поле.