Один из итогов уходящего года — провал борьбы с коррупцией. «Да, изменений немного, но хорошо, что об этой теме стали говорить вслух». Потому что ещё несколько лет назад доминировало другое мнение: с коррупцией бороться бессмысленно по нескольким причинам. Во-первых, она есть во всех странах. Да, она у нас в разы больше, чем, допустим, в Западной Европе. Во-вторых, коррупция — это способ управления в нашей стране. В-третьих, что бы мы ни делали, все равно ничего не получится. Таковы были общие представления о том, что делать», — говорит в июле президент
«В данный момент на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до 5 трлн рублей бюджетных средств». «В этой сфере работают порядка 260 подрядчиков и поставщиков, ежегодно более 10 млн контрактов заключается. При таких параметрах экономический эффект от очищения порочных закупок может, по самым консервативным оценкам, составить более триллиона рублей в год», — докладывает ему начальник Контрольного управления администрации в октябре.
Борьбу с коррупциейобъявил в качестве первостатейнойзадачи президент Дмитрий Медведевеще накануне своего избрания. Декларированиедоходов руководства государства насегодня остается практически единственнымсерьезным системным успехом в заявленныхантикоррупционных стратегиях государства.Кроме некоторых посадок не слишкомвидных чиновников и милиционеров,разумеется.
Очевидно, чтодекларирование неспособно стать панацеейот злоупотреблений. Более или менееочевидно, что из-за публикации декларацийслужащих Администрации президента,министров, губернаторов, депутатов, атакже их супругов и несовершеннолетнихдетей заметно легче жить не стало. Прижелании доходы и собственность конечноможно скрыть: записать на тещу, на друга,да просто не давать сведения в декларации.Но нововведение не совсем бесполезное:теперь россияне могут сравнивать доходсемьи чиновника с тем, какие часы онносит, или за сколько купила шубу егожена. Ежегодная публикация декларацийдает хорошую базу для исследований. Вэтом году депутат Николай Гончар былвынужден оправдываться: внезапно у негов собственности появился целый дом вПодмосковье. Депутат рассказал, чтокупил несколько лет назад «недострой»,доделал его своими руками и теперьзарегистрировал право собственности.
Федеральные министерстватакже обязаны публиковать данные одоходах, недвижимости и автомобиляхсвоих сотрудников. Некоторые пытаютсясопротивляться — например, Федеральнаяслужба безопасности считала себя необязанной публиковать такие данныеиз-за своей секретности. Впрочем, послевмешательства президента они исправились.
Некоторые ведомствав точности выполняют распоряжениепрезидента, но делают это слишкомформально, даже подозрительно. НапримерМинистерство внутренних дел ведомостьопубликовало, но спряталоее на самой отдаленной странице сайта.А Министерство обороны вроде бы слишкомдалеко ничего не прятало, зато файлс отчетом о доходах и имуществе служащихведомства весит 120 мегабайт. Фактическиэто означает, что мало того, чтопроанализировать, просто открыть егосможет далеко не каждый компьютер.Конечно, мы никогда не узнаем, что это— злой умысел, или неумение военныхпользоваться элементарными программами.
Эксперт (создатель OpenGovdata.ru, Гослюди.ру, Госсеть.ру и др.) Иван Бегтин смогпреобразовать огромный файл Министерстваобороны и выбрать полезную информацию о болеечем 16 тысячах сотрудников МО. Среди нихесть, например, 3 человека, которые вместесо своими семьями за 2009 год заработалиболее 20 миллионов рублей. Доход женыБоруты В.И. составил 25 679 302 рублей,Шишкарев А.А. заработал 36 200 016рублей, а Васькин О.П. и вовсе получил81 985 895 рублей. Какие должности вминистерстве занимают миллионеры узнатьтак и не удалось. Приличная квартира вМоскве может стоить около 10 миллионоврублей. Откуда в Министерстве оборонытакие богатые и успешные чиновникирешительно непонятно. Тем более, что вэто ведомство очень редко приходят людииз бизнеса, министр Сердюков — редкоеисключение.
Самая популярная марка машин средивоенных — Тойота, машинами этой маркивладеют 2100 служащих Министерстваобороны. За ней следуют ВАЗ (1985), Ниссан(805), Форд (491), Хонда (445), Мицубиси (380),Хендэ (331) и Мазда (299). Средняя температура по больнице, кстати, показательнее — воруют или нет, но не хамеют. В целом тут военныене сильно отличаются от остальнойРоссии, которая покупает и ездит примерно на тех же авто.
Провал антикоррупционной политики — один из очевидных итогов этого года. Сама тема была отчасти «замылена» — в президентском послании было предложено кратное штрафование взяточников, этим дело и ограничивается. К сожалению, мы вынуждены вновь констатировать, что у государственных мужей нет представления о том, откуда коррупция берется, что из себя представляет и где ее социальная база. И что рецепты борьбы с нею в российских условиях должны начинаться с анализа того, где находится страна. По нашей версии, коррупция — механизм перераспределения средств в экономике, а чиновный аппарат (в рабочее время) с этим не справляется. Именно поэтому в стране появляются военные миллионеры.
Качество инструментальнойбазы по борьбе со злоупотребленияминачальства — есть непременное условие войны с коррупцией, это госчиновники понимают. Однако в обществе наблюдается известный скепсис от этих властных констатаций. Ибо общество, несмотря на крик и ор, бороться с коррупционерами не хочет. По тем же, что и государство, причинам — не видит в системной коррупции зла, а конкретные злоупотребления воспринимает как издержки системы, а не системную болезнь. И общество еще более дегенеративно по сравнению с полумертвым и неэффективным государством.
В этом смысле призывы властей включаться в борьбу с коррупцией — бестолковы. Покуда борьба никому не нужна, остается надеяться, что «прилетят инопланетяне и все перестроят».
См.: