будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сколково джаз наука
Июль 12, 2025
События

День, наполненный джазом и не только

День, наполненный джазом и не только
sk_DSC4881
Игорь Бутман на Skolkovo Jazz Science. Источник: Фото: Sk.ru

В последнюю субботу уходящего лета фестиваль музыки и науки Skolkovo Jazz Science подарил гостям насыщенную джазовую программу, кульминацией которой стало совместное выступление бессменного хедлайнера – Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана с легендарной мультиязычной вокалисткой Fantine, а также увлекательные лекции, состязания роботов, DIY–лаборатории, уроки иностранных языков и многое другое.

Fantine. Фото: Sk.ru

Действие фестиваля Skolkovo Jazz Science развернулось под открытым небом в Инновационном центре «Сколково». Открыли музыкальную программу главной сцены международное трио VINTSKEVICH KERSHAW (Россия-Великобритания) и Вартан Бабаян с альбомом «Под другим небом» («UNDER a DIFFERENT SKY»). Российская группа Gayana погрузила собравшихся в аутентичную музыку, вдохновленную восьмидесятыми. Также на главной сцене выступили мастера современной соул-музыки группа Mamas Gun (Великобритания) и новый проект Петра Востокова Mambo Party (Россия – Куба), порадовавший гостей латиноамериканским джазом.

Gayana. Фото: Sk.ru

Самыми эффектными событиями экспериментальной сцены стали выступления участницы проекта «Голос» Тины Кузнецовой с собственным проектом Zventa Sventana и одного из лучших исполнителей северо-европейского джаза, норвежского трубача, композитора и руководителя собственного оркестра Матиаса Айка (Mathias Eick). Порадовала своим появлением на экспериментальной сцене одна из самых заметных соул-певиц Москвы столицы – Света Жаворонкова в составе Secret Atelier, группа «21 pm» или музыкальное трио Даниила Никитина сочетали несочетаемое, а мультиинструменталист Валерий Степанов поражал собравшихся своей неподражаемой игрой.

Mathias Eick. Фото: Sk.ru

В то же время в беседке на берегу пруда преподаватели школы музыки «Виртуозы» провели для всех желающих импровизированный джем-сейшен, а ценители винила могли приобрести пластинки любимых исполнителей на Vinyl Market. Для тех, кто ценит не только музыку, но и книги, работала выездная библиотека иностранной литературы, в которую можно было записаться прямо на месте, а также книжная ярмарка. Экспозиция Британской Высшей школы дизайна знакомила гостей фестивали с арт-объектами, сообщество CommOn демонстрировало возможности нейроинтерфейсов, приглашая играть в «Нейромафию», а команда «Лига роботов» организовала состязание боевых машин.

При помощи фестиваля науки «WOW!HOW?» на площадке была создана экспозиция объектов в тематике Art&Science, открыты научные DIY-лаборатории, желающие могли изготовить микрофон и наушники. Работали интерактивные зоны семейного кафе «АндерСон», магазина «Мосигра», магазина деревянных развивающих игр Rifma, фестиваля дикой природы «Золотая черепаха» и другие. Солнечным августовским днем посетители всех возрастов смогли найти себе занятия по душе.

Фото: Sk.ru

«Самый умный музыкальный фестиваль»

«Фестиваль проходит уже в третий раз, – отметила Елена Зеленцова, вице президент Фонда, директор по развитию городской среды Иннограда «Сколково». – У него уже есть свое лицо, свой почерк, свой портрет. Нам очень нравится, что мы каждый год придумываем новую интересную не только музыкальную, но и научную программу. Нам кажется, что наш фестиваль может претендовать на роль самого умного музыкального фестиваля. У нас особенная публика, это связано с тем, что место [проведения] проникнуто научно-исследовательским духом, и мы постаралась сделать максимально так, чтобы здесь была пища для ума, для сердца, для впечатлений, для вдохновения».

Комментируя Полит.ру историю и планы развития Skolkovo Jazz Science, Елена Зеленцова определила вектор мероприятия – уход от «заезженных» историй и выход за рамки: «Это, наверное, самый большой вызов для организаторов регулярных фестивалей: с одной стороны, каждый год держать интригу новизны, с другой стороны – не потерять свое лицо. Мы никогда не повторяемся с артистами, за исключением нашего художественного руководителя Игоря Бутмана, который в этом году выступил с блестящей вокалисткой Fantine. Каждый год – это открытия, мы стараемся приглашать артистов, которых слушатели, любители джаза, не так много видели, или, например, таких как Gayana, на стыке джаза и иных направлений. Мы будем дальше работать над научной программой, чтобы так же как у нас появляются новые имена на карте отечественных джазовых фестивалей, в «Сколково» появлялись новые проекты по популяризации науки».

Елена Зеленцова и Игорь Бутман. Фото: Sk.ru

По мнению руководителя Московского джазового оркестра и художественного руководителя Skolkovo Jazz Science Игоря Бутмана, Инновационный центр должен заниматься не только наукой, но и быть передовым во всех аспектах. «Приятно, что искусство здесь стоит на особом месте», – подчеркнул джазмен.

Отвечая на вопрос о музыкальной составляющей фестиваля, Игорь Бутман отметил, что хотя на Skolkovo Jazz Science в центре стоит джазовая музыка и джазовые артисты, в программу входят научные и досуговые мероприятия.

«Мы должны смотреть, что интересно людям, связанным со «Сколково», – пояснил Полит.ру специфику фестиваля художественный руководитель Skolkovo Jazz Science. – Нам не надо приглашать поп музыкантов, чтобы сделать фестиваль более притягательным. Как музыкальному руководителю, мне интересно уйти от проторенных дорожек, расслабиться и экспериментировать с джазом. У нас здесь больше свободы. Мы можем позволить себе ставить музыкальные опыты, приглашать коллективы, играющие в разных джазовых стилях и направлениях».

Один из приглашенных Игорем Бутманом участников фестиваля уже упомянутый норвежский музыкант Матиас Айк осуществил свою детскую мечту и теперь записывается на компании ECM (Edition of Contemporary Music), созданной Манфредом Айхером (Manfred Eicher). По его словам, отчасти благодаря сотрудничеству с ECM он попал на Skolkovo Jazz Science.

«ECM известна своей оригинальностью и своими экспериментами. Музыка на этом лейбле разная. Майкл Эйхед – экспериментатор. И на Skolkovo Jazz у нас тоже есть возможность экспериментировать, – провел параллели Игорь Бутман. – Когда есть задача находить все самое лучшее, что есть и в экспериментальной музыке, и в традиционной и во всех остальных стилях, приятно ее выполнять. Тем более, что работает хорошая команда – и «Сколково» и моя, все четко организованно и профессионально. Сейчас я могу больше думать о творчестве, чем об организации».

По словам джазмена, Skolkovo Jazz Science не конкурирует с другими фестивалями: «Мы задаем общий джазовый тон, боремся за привлечение внимания к этой музыке». На предстоящем фестивале «Будущее джаза», который пройдет в Москве с 9 по 11 ноября, Игорь Бутман также планирует смотреть, кого можно будет пригласить в «Сколково» в следующем году.

Организаторы с энтузиазмом восприняли прозвучавшую на пресс-конференции идею открыть в «Сколково» музыкальную школу с отделением джазовой музыки. «Чем больше музыкальных школ, тем лучше, – заявил Игорь Бутман, в прошлом году возглавивший Государственное училище духового искусства в Москве. – В моем музыкальном училище мы не делим классику и джаз. Современный музыкант должен уметь играть в любом стиле. Если в «Сколково» откроется музыкальная школа, мы с удовольствием ее поддержим и предоставим замечательных педагогов».

Стриминговое потребление и смерть профессий

Главную и экспериментальную сцены занимали не только 10 ярких джазовых коллективов со всего мира, но и выступления экспертов.

Так, экономический и политический обозреватель Борис Грозовский говоря об экономике свободы творчества, отметил разворот модели потребления от классической к стриминговой со сдвигом в индустрию впечатлений. Парадокс сегодняшнего дня – люди готовы платить за удобное прослушивание музыки и в то же время имеют возможность слушать ее бесплатно. По приведенным Грозовским данным, в мире за стриминг платят 175 млн людей, в России – 1,2 млн. Такая ситуация приводит к смене модели доходов: бесплатный контент обеспечивает исполнителям известность, а основной доход приносит именно концертная деятельность.

О жизни и смерти профессий во время технологической революции на рынке труда активно дискутировали Надежда Макова (Московская школа продвинутых коммуникаций MACS) и Григорий Бакунов (Яндекс) при чутком модерировании Майи Стравинской (Политехнический музей). Участники дискуссии не сомневаются, что роботы обеспечат отмирание профессий, но, как подчеркнула Надежда, роботы заменят именно рутинную работу.  В связи с этим директор MACS предлагает учиться тому, что не смогут заменить роботы, и развивать социальные навыки, так называемые soft skills – межличностное общение, работу в команде, в том числе адаптивность к изменениям и другие.

«Выбирайте те области, в которых вы можете занять верхние десять процентов на общей шкале компетенции», – посоветовал собравшимся директор Яндекс по распространению технологий. Он также выразил уверенность в том, что время высшего образования как источника знаний давно прошло, и признал значимость социальных навыков. «От образования мы получили в первую очередь связи, а вовсе не набор знаний, которые нам необходимы. Самое ценное для меня в любом образовательном процессе – образование soft skills, социальных связей и навыков», – уточнил Григорий Бакунов.

Надежда Макова убеждена, сейчас понятие «вечный студент» является определением успешного человека, потому что учиться нужно постоянно. В ближайшие несколько лет не станет профессий и мы перестанем спрашивать своих детей «кем ты хочешь стать, когда вырастешь», считает она. «Мы будем спрашивать, «что бы ты хотел создавать», «в чем ты хочешь развиваться». От профессии мы уходим к набору навыков», – резюмировала директор MACS.

Популяризатор науки и лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева в своей публичной лекции «Музыка меняет мозг? Запутанный клубок причин и следствий», попыталась разобраться в том, насколько музыкальные успехи обусловлены усидчивостью и многочасовыми занятиями, а насколько – генами. Ясно одно – имеет смысл заводить детей с теми, кто успешно занимается музыкой.

Также желающие могли послушать лекции, посвященные различным темам на стыке науки и искусства. Например, химик Максим Трофимович рассказывал о связи химии и живописи, преподавательница Европейской гимназии Амира Шихи – о математике и искусстве, а лектор Школы анализа данных Яндекса Александр Фонарев – об искусственном интеллекте и машинном обучении. Научная программа завершилась показом фильма Аллы Суриковой «Любовь и Сакс» о перипетиях жизни двух музыкантов.


Лекторий на Skolkovo Jazz Science. Фото: Sk.ru

Жить в «Сколково»

Судя по отзывам, организаторам удалось создать атмосферу, в которой хочется остаться и жить. Не только талантливая вокалистка, но и мама Gayana, узнав, что в «Сколково» есть Международная гимназия, работающая с детьми от двух лет, с улыбкой решительно заявила: «Переезжаю».

Матиасу Айку «Сколково» напоминает места, где он вырос – идеалистическую сельскую местность в Норвегии. «Я был бы рад жить здесь», – признался композитор. И поскольку Матиаса вдохновляют на создание альбомов совершенно разные вещи – от путешествий до семьи, не исключено, что участие в Skolkovo Jazz Science внесет свой вклад в последующие композиции норвежского музыканта.

Gayana также отметила характер публики. По ее словам, она показалась ей одной из самых интеллигентных в истории участий в фестивалях, и в то же время открытой к восприятию околоджазовых направлений. «Мне было очень приятно выступить сегодня. Я скорее музыкант, который совмещает разные стили. В этом фестивале замечательно, что есть место для разных направлений и коллективов. И публика была очень теплой», – поделилась впечатлениями Gayana.

Остался доволен проведенным на природе фестивалем и его художественный руководитель. «Пришло много людей, все улыбаются, благодарят. Люди красивые, яркие, беззаботные. Здесь они могут пообщаться, послушать лекции, немножко отойти от режима «проснулся-поработал», от рутины и полностью погрузится в мир джаза. Артисты довольны, что у них такая благодарная публика. Таких фестивалей не может быть много, их не хватает. И я рад, что со «Сколково» мы делаем такой замечательный проект», – подвел итог мероприятия Игорь Бутман.

 

Через год, в последние выходные августа Skolkovo Jazz Science вновь пригласит ценителей хорошей музыки и open-air активностей погрузиться в атмосферу джаза и науки. Не пропустите.

Skolkovo Jazz Science. Фото: Sk.ru

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).