будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
События

«Электронный бюджет»

«Электронный бюджет»
e_budget
. Источник: Jeroen van Oostrom

Комментарии Ивана Бегтина к концепции «Электронный бюджет».

 


Совсем недавно я упоминал, что наше правительство опубликовало концепцию создания единого портала бюджетной системы (проект «Электронный бюджет»). Это сравнительно небольшой документ на 29 страниц о том, что планируется создать веб-сайт www.budget.gov.ru, на котором будет размещаться информация о состоянии бюджетной сферы Российской Федерации.

Документ важный и, особенно для тех, кто понимает, он неплохо отражает ситуацию с подходом к открытости в нашей стране.

Вначале тезисы

Для начала - ключевые идеи концепции тезисами, а потом я их прокомментирую и рассмотрю отдельные разделы документа подробнее:

1. У России низкий показатель в международном рейтинге OBI (Open Budget Index), всего 60 баллов (это уровень «некоторой прозрачности»), и правительство хочет повышение рейтинга России не менее чем до 70 баллов, что позволит России быть в группе стран с «существенной прозрачностью». Это - одна из целей создания системы «Электронный бюджет».

2. Идея - в интеграции информации о бюджетах всех государственных и муниципальных структур в рамках единой централизованной системы.

3. В качестве примера приводятся проекты «zakupki.gov.ru», gosuslugi.ru, ГАС «Управление» и «Электронный регион».

4. Система предполагает публичный конкурс с доступом всех граждан к части информации и закрытый конкурс с другим уровнем доступности информации и личными кабинетами для представителей государственных и муниципальных структур.

5. Предполагается, что в системе будет работать до 50% всех муниципальных образований.

6. Всего предполагается 12 подсистем: ведение реестров, бюджетное планирование, управление доходами, управление долгом и финансовыми активами, управление денежными средствами, управление расходами, управление закупками, управление нефинансовыми активами, управление кадровыми ресурсами, учет и отчетность, финансовый контроль, информационно-аналитическое обеспечение.

7. Предполагается, что в системе будет реализована подготовка планов закупок, в подсистеме которая называется «управление закупками». А сама система будет интегрирована с zakupki.gov.ru.

8. Подсистемы будут предоставляться регионам по модели SaaS и те смогут использовать их для собственных нужд бюджетирования.

9. Проект будет создаваться в два этапа. Первая очередь будет создана в 2011-2012 годах. Вторая очередь - в 2013-2014 годах.

Тезисно, вроде всё, теперь, что я обо всём этом думаю.

Финансовая прозрачность

Начну с того, что уровень финансовой прозрачности государства в России весьма высок. И если обратиться к тому же рейтингу Open Budget Index, то Россия превосходит там такие европейские страны, как Италия, Румыния, Болгария, Португалия, Албания и многие другие. Подробнее можно посмотреть в рейтинге OBI за 2010 год. Надо ещё учитывать, что не все страны анализировались, но и то, что есть - это весьма немало. А если сравнивать с прозрачностью других российских ведомств вроде МВД, то окажется, что публичность деятельности Минфина и Казначейства весьма и весьма велика.

Об Open Budget Index подробнее

Впрочем, вернёмся, к Open Budget Index. Так вот одна из особенностей этой концепции, что не позволит достигнуть заявленные цели в повышении России в этом рейтинге и достижении 70 баллов и выше. А дело в том, что этот рейтинг публикуется не просто как сводная табличка, а с весьма детальной раскладкой всех критериев и рекомендаций.

Можно прочитать на английском подробный документ с комментариями по анализу бюджета в России и просмотреть на русском страновой профиль по России за 2010 год. В последнем документе и присутствуют вполне чёткие рекомендации, которые и я перечислю.

А там написано что России следует:

• Публиковать Полугодовой отчет;

• Составлять и публиковать Гражданский бюджет;

• Повысить степень полноты «Проекта бюджета исполнительной власти» и «Годового отчета»;

• Предоставлять общественности возможности для участия в слушаниях законодательных органов по бюджету.

Всё это верно. И, кстати, почитайте интервью с Татьяной Виноградовой из центра «Стратегия», которые и заполняли формуляр прозрачности бюджета по России. Она там раскрывает ряд понятий, вроде того, что такое «гражданский бюджет» – как бюджет, написанный простым языком и понятный гражданам. Кстати, такой гражданский бюджет в 2008 году создавался в Красноярском крае и назывался он «Путеводитель по бюджету», его и сейчас можно прочитать на сайте администрации края.

Однако ничего из того, что было рекомендовано при анализе для Open Budget Index, не упомянуто в концепции «Электронного бюджета». И более того. Для того, чтобы повысить уровень России в этом рейтинге, не нужно создавать какие-либо системы, достаточно лишь потратить совсем немного усилий на создание гражданского бюджета и публикацию уже существующего полугодового отчета.

По этой причине, хотя и создание системы «Электронный бюджет» уровень прозрачности повысит, вернее, централизует, однако будет ли эта централизованная система прозрачной или нет - мы пока не знаем.

Технологическая унитаризация

Так если не прозрачность, то что? Я ранее писал о таком явлении, как технологическая унитаризация, а то есть интеграция властной вертикали посредством ключевых информационных систем. Идея здесь в том, что во многих вопросах, которые в большинстве федеративных стран являются предметом разделения власти между федеральным центром, регионами и общинами (местным самоуправлением), так вот в этих вопросах в России большая часть полномочий по контролю и переходит федеральной исполнительной власти. Этот переход осуществляется через принятие законов, в которых регламентируется создание информационных систем, для которых как данность упоминается интеграция региональных и местных систем/функций в эту единую систему. Все приведённые примеры в этой концепции построены именно по этому принципу – они ставят региональные и местные власти, а также иные государственные структуры вне федерального подчинения в ситуацию зависимости от федерального регулирования и федеральных операторов данных информационных систем. Это касается и единого сайта закупок, и проекта по торгам по госимуществу, и сайта госуслуг и многое другое. Кстати, у оппозиционных политиков, публикующих критику "Электронной России", хорошо заметно то заблуждение, что всё что делается – делается под «роспил». А это именно что заблуждение, поскольку как раз то, что касается обеспечения федерального контроля за всеми остальными ветвями и уровнями власти, наше правительство делает весьма неплохо. Мотивация к этому велика, а противодействие невелико.

Нет упоминаний федеральной контрактной системы

И это, конечно, не просто так. Ни ФКС, ни Минэкономразвития там, конечно, не упоминаются. Собственно по отсутствию этого упоминания и можно понять позиции обоих ведомств – Минфина и Минэкономразвития. Эта позиция — не озвучиваемый публично конфликт и перетягивание каната в том, что касается планирования госзаказа и контроля результатов. Фактически за счёт того, что концепция «Электронного бюджета» была опубликована постановлением правительства раньше, чем будет опубликован концепция ФКС, то и ФКС теперь придётся прикручивать к «Электронному бюджету», а не наоборот.

Хорошо это или плохо? Лично я этого не знаю. Каждое ведомство в своём праве. А я не удивлюсь, если эту карту начнут разыгрывать другие ведомства.

Что в итоге?

Главное, что я хотел донести – это то, что создавая подобные системы, прозрачность является неким публичным доводом, не всегда подкреплённым фактическими действиями. Настоящие цели же Правительства, а здесь уровень принятия решения именно такой, в решении своих задач по закреплению контроля. Поэтому для обеспечения действительной прозрачности чего бы то ни было необходимо, чтобы концептуальные документы такого рода готовились не от госструктур, а на уровне гражданского общества, и последовательно доносились до лиц, принимающих решения.
читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).