будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
События

Государство залезет в карманы граждан

Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) предложил Госдуме восстановить контроль за крупными расходами. Правда, на этот раз надзор за сделками вводится не для пополнения казны, а для борьбы с отмыванием преступных денег и финансированием терроризма, пишут “Ведомости”.

В среду 2 июня председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник внес в нижнюю палату парламента поправки в закон “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем”. Государство будет контролировать беспроцентные кредиты, выданные гражданам или организациям на сумму свыше 600 тыс. руб., покупку гражданином ценных бумаг за наличные и сделки с валютой на сумму свыше 600 тыс. руб.

Законопроект Резника вводит также контроль за сделками с недвижимостью на сумму свыше 3 млн. руб. (около 100 тыс. долларов). При этом руководитель финразведки Виктор Зубков подчеркнул на пресс-конференции, что это не означает возобновления контроля над расходами граждан, поскольку его ведомство не собирается проверять абсолютно все сделки на рынке недвижимости, передает РБК. Впрочем, это действительно довольно проблематично: например, в Москве за 100 тыс. долл. сейчас можно купить двухкомнатную квартиру на вторичном рынке, и под категорию граждан, совершающих сделки с недвижимостью на такую сумму, попадает так называемый средний класс.

Информация об этих операциях должна стекаться в КФМ, а сообщать о своих клиентах теперь придется не только банкам, как сейчас, но также страховым, трастовым и лизинговым компаниям, адвокатам, риэлторам, продавцам драгоценных камней и драгметаллов, юристам, нотариусам, бухгалтерам и казино.

Информировать органы они будут обязаны “при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции… осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма”. Разглашать факт передачи информации в уполномоченный орган закон запрещает.

Напомним, что почти год назад, в июле 2003 года, власти отказались от налогового контроля за крупными расходами граждан. Отмененная тогда статья Налогового кодекса “при жизни” фактически не работала, но сам факт ее пересмотра должен был свидетельствовать о “либерализации” законодательства. Сейчас же, по официальной версии, идея приостановить либерализацию и усилить финконтроль за расходами граждан принадлежит Комитету по финансовому мониторингу (КФМ). В свою очередь, “продвижение” законопроекта через “Единую Россию” должно во многом облегчить прохождение поправок.

По сведениям газеты “Время Новостей”, внесенные в Думу поправки к закону “О борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем” - лишь первый шаг к контролю за потреблением. По мнению вице-спикера Госдумы Георгия Бооса, в законе необходимо решить вопрос о предыдущих накоплениях и каким-то образом их легализовать. Иначе, пояснил он, у человека всегда останется возможность сказать, что деньги были накоплены раньше. В настоящий момент на руках у россиян, по разным подсчетам, находятся от 20 до 40 млрд. долларов наличными. Вторым условием для принятия поправок единороссы ставят введение критерия крупной сделки так, чтобы контроль был полным, а не выборочным, и введение механизма контроля за соответствием расходов и доходов, если они не совпадают.

“Эти поправки очень сильно напоминают возвращение контроля за крупными расходами граждан”, — говорит юрист компании ФБК Наталья Рябова. “Столь широкая формулировка — сообщать в органы при любых подозрениях — может быть с успехом использована для недобросовестной конкурентной борьбы“, — предупреждает юрист компании „Объединенные консультанты ФДП“ Александр Костин. По его мнению, если поправки вступят в силу, КФМ “будет завален потоком сообщений, которые невозможно переварить”.

“Ради общей безопасности придется смириться с тем, что жизнь каждого человека находится под контролем”, — успокаивает заместитель Резника по банковскому комитету депутат Павел Медведев. Он пообещал, что депутаты “детально изучат законопроект”, прежде чем его утвердить, “чтобы не допустить болезненных последствий”. По словам представителя Минфина Геннадия Ежова, на данном этапе Минфин против ужесточения фискального контроля за крупными расходами граждан. “Но между налоговым контролем и антиотмывочным есть существенная разница, — подчеркивает Ежов. — КФМ просто проверит, не имеет ли сделка отношения к финансированию наркоторговли и других преступлений или терроризму. Если нет, информация о налогоплательщике будет похоронена в стенах КФМ”.

С ним согласен руководитель департамента налогов и права компании “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров. “Попадание в базу данных КФМ само по себе никаких неприятных последствий для гражданина не влечет: даже если о крупной покупке станет известно налоговым органам, этого недостаточно для предъявления претензий — инспекция должна установить факт получения дохода, — рассуждает юрист. — Правда, если ситуация изменилась и человек оказался объектом внимания по каким-то другим делам, то информацию о его расходах можно поднять и использовать против него”.

Так или иначе, прежде чем законопроект об усилении контроля за расходами граждан попадет в Госдуму, свою оценку по нему должно дать правительство. Так считает член Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев. “Законопроект внес глава нашего комитета Владислав Резник. И это первый мяч, который мы вбросили и с которым нужно поиграть. Наверняка будут правки к нему. Еще ждем реакции на закон от правительства”.

Будет ли поддержана инициатива усиления финансового контроля, неизвестно. С одной стороны, в связи с исключением России из черного списка государств, не противодействующих отмыванию "грязных" доходов, правительство может велеть борьбу с отмыванием “расширить и углубить”. С другой - отсутствие возможности спокойно тратить значительные денежные суммы может привести к увеличению оттока капитала за границу.

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).