Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) предложил Госдуме восстановить контроль за крупными расходами. Правда, на этот раз надзор за сделками вводится не для пополнения казны, а для борьбы с отмыванием преступных денег и финансированием терроризма, пишут “Ведомости”.
В среду 2 июня председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник внес в нижнюю палату парламента поправки в закон “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем”. Государство будет контролировать беспроцентные кредиты, выданные гражданам или организациям на сумму свыше 600 тыс. руб., покупку гражданином ценных бумаг за наличные и сделки с валютой на сумму свыше 600 тыс. руб.
Законопроект Резника вводит также контроль за сделками с недвижимостью на сумму свыше 3 млн. руб. (около 100 тыс. долларов). При этом руководитель финразведки Виктор Зубков подчеркнул на пресс-конференции, что это не означает возобновления контроля над расходами граждан, поскольку его ведомство не собирается проверять абсолютно все сделки на рынке недвижимости, передает РБК. Впрочем, это действительно довольно проблематично: например, в Москве за 100 тыс. долл. сейчас можно купить двухкомнатную квартиру на вторичном рынке, и под категорию граждан, совершающих сделки с недвижимостью на такую сумму, попадает так называемый средний класс.
Информация об этих операциях должна стекаться в КФМ, а сообщать о своих клиентах теперь придется не только банкам, как сейчас, но также страховым, трастовым и лизинговым компаниям, адвокатам, риэлторам, продавцам драгоценных камней и драгметаллов, юристам, нотариусам, бухгалтерам и казино.
Информировать органы они будут обязаны “при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции… осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма”. Разглашать факт передачи информации в уполномоченный орган закон запрещает.
Напомним, что почти год назад, в июле 2003 года, власти отказались от налогового контроля за крупными расходами граждан. Отмененная тогда статья Налогового кодекса “при жизни” фактически не работала, но сам факт ее пересмотра должен был свидетельствовать о “либерализации” законодательства. Сейчас же, по официальной версии, идея приостановить либерализацию и усилить финконтроль за расходами граждан принадлежит Комитету по финансовому мониторингу (КФМ). В свою очередь, “продвижение” законопроекта через “Единую Россию” должно во многом облегчить прохождение поправок.
По сведениям газеты “Время Новостей”, внесенные в Думу поправки к закону “О борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем” - лишь первый шаг к контролю за потреблением. По мнению вице-спикера Госдумы Георгия Бооса, в законе необходимо решить вопрос о предыдущих накоплениях и каким-то образом их легализовать. Иначе, пояснил он, у человека всегда останется возможность сказать, что деньги были накоплены раньше. В настоящий момент на руках у россиян, по разным подсчетам, находятся от 20 до 40 млрд. долларов наличными. Вторым условием для принятия поправок единороссы ставят введение критерия крупной сделки так, чтобы контроль был полным, а не выборочным, и введение механизма контроля за соответствием расходов и доходов, если они не совпадают.
“Эти поправки очень сильно напоминают возвращение контроля за крупными расходами граждан”, — говорит юрист компании ФБК Наталья Рябова. “Столь широкая формулировка — сообщать в органы при любых подозрениях — может быть с успехом использована для недобросовестной конкурентной борьбы“, — предупреждает юрист компании „Объединенные консультанты ФДП“ Александр Костин. По его мнению, если поправки вступят в силу, КФМ “будет завален потоком сообщений, которые невозможно переварить”.
“Ради общей безопасности придется смириться с тем, что жизнь каждого человека находится под контролем”, — успокаивает заместитель Резника по банковскому комитету депутат Павел Медведев. Он пообещал, что депутаты “детально изучат законопроект”, прежде чем его утвердить, “чтобы не допустить болезненных последствий”. По словам представителя Минфина Геннадия Ежова, на данном этапе Минфин против ужесточения фискального контроля за крупными расходами граждан. “Но между налоговым контролем и антиотмывочным есть существенная разница, — подчеркивает Ежов. — КФМ просто проверит, не имеет ли сделка отношения к финансированию наркоторговли и других преступлений или терроризму. Если нет, информация о налогоплательщике будет похоронена в стенах КФМ”.
С ним согласен руководитель департамента налогов и права компании “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров. “Попадание в базу данных КФМ само по себе никаких неприятных последствий для гражданина не влечет: даже если о крупной покупке станет известно налоговым органам, этого недостаточно для предъявления претензий — инспекция должна установить факт получения дохода, — рассуждает юрист. — Правда, если ситуация изменилась и человек оказался объектом внимания по каким-то другим делам, то информацию о его расходах можно поднять и использовать против него”.
Так или иначе, прежде чем законопроект об усилении контроля за расходами граждан попадет в Госдуму, свою оценку по нему должно дать правительство. Так считает член Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев. “Законопроект внес глава нашего комитета Владислав Резник. И это первый мяч, который мы вбросили и с которым нужно поиграть. Наверняка будут правки к нему. Еще ждем реакции на закон от правительства”.
Будет ли поддержана инициатива усиления финансового контроля, неизвестно. С одной стороны, в связи с исключением России из черного списка государств, не противодействующих отмыванию "грязных" доходов, правительство может велеть борьбу с отмыванием “расширить и углубить”. С другой - отсутствие возможности спокойно тратить значительные денежные суммы может привести к увеличению оттока капитала за границу.