Вчера представители сразу двух компаний со значительной долей государственного капитала дали достаточно резкую отповедь представителям крупного частного капитала. Поводом послужило столкновение интересов.
Алексей Миллер, председатель правления “Газпрома”, выставил ультиматум директору по производству ТНК-ВР Виктору Вексельбергу по поводу разработки Ковыктинского месторождения. Миллер объявил, что строительство трубопровода из Ковыкты в Китай нецелесообразно, соглашения о разделе продукции не будет, а без участия в проекте “Газпрома” дочерняя компания ТНК-ВР потеряет лицензию на месторождение не позднее 2006 года. Как пишет “Коммерсант”, ТНК-ВР не будет ругаться с газовым монополистом и, скорее всего, примет условия “Газпрома”.
А Валерий Окулов, генеральный директор “Аэрофлота”, после проигрыша в тендере на управление аэропортом Шереметьево заявил, что его компания приступила к разработке плана по переходу в “другой московский аэропортовый узел”. Проиграв конкурс “дочке” “Альфа-групп” компании “Альфа-Шереметьево”, Окулов обозвал родной аэропорт “безнадежно больным”, а более удачливого конкурента - "нотариусом, приглашенным для того, чтобы составить завещание в пользу финансистов".
“Полит.ру” задалось вопросом, не являются ли эти, на первый взгляд не связанные события, проявлением тенденции, когда компании, получающие мощную господдержку, чувствуют себя на рынке столь свободно и безнаказанно, что позволяют себе жестко давить конкурентов. Своим мнением по этому вопросу поделились с “Полит.ру” ведущие аналитики банка “Зенит” Сергей Суверов и компании “Тройка-Диалог” Евгений Гавриленков.
По мнению Суверова, “определенная тенденция есть”. “Заметно, что госкомпании, приближенные к власти, стали более уверены в своих силах. И используют эту уверенность в конкретных целях, более жестко разговаривают с конкурентами для достижения своих целей. В случае с “Газпромом” это не только вчерашний момент, но и случай с созданием консорциума с “Сургутнефтегазом” и “Роснефтью”". Что касается “Аэрофлота”, то, как считает Суверов, вчерашнее заявление Окулова не совсем укладывается в эту схему. “Конечно, “Аэрофлот” пользуется своим преимуществом, но то, что было вчера, – это чистые эмоции. Вот чего “Аэрофлот” действительно будет добиваться, пользуясь своим положением, так это исключение возможности получения роялти за международные перелеты частными компаниями. Вот этому он будет препятствовать, не желая делиться”.
Аналитик “Тройки-Диалога” Евгений Гавриленков считает, что “говорить о какой-либо тенденции пока рано”. “Я бы рассматривал эти события как независимые друг от друга. Заявление по “Аэрофлоту” понятно: проиграв в тендере, у Окулова возникло желание подумать о каком-то другом будущем для своей компании. По поводу “Газпрома” я тоже не стал бы делать далеко идущих выводов о наличии тенденции. Выборка слишком мала”.