Своё 76-летие Василий Павлович встречает тяжело больным. Остаётся радоваться, что год назад все желаюшие вольтерьянствующие могли поздравить любимого писателя.
Как бы в компенсацию прошлогодний юбилей распространился в пространстве и во времени: в Биаррице, Одессе, Казани и Москве 2,5 месяца аксёновские читатели могли сказать юбиляру добрые слова. Об интернетовских возможностях я не забыла. Эти же возможности остались и сегодня – да что в них толку? А вот Казань, в которой он родился, организовала в начале октября «Аксёнов-фест». Конечно, с джазом. Мэр Казани пообещал дом, где Аксёнов вырос, реставрировать и подарить сыну бывшего мэра (тогда – председателю Горсовета П.В. Аксёнову, арестованному с 1937 по 1955). «Аксёнов вернулся», – радостно сообщил журнал «Казань», и читатели его с улыбкой и благодарностью вспомнили. Каждый – своё, конечно. Но доброе, умное и смешное – аксёновское.
В Москву же Аксёнов вернулся гораздо раньше, в 1989, к десятилетней годовщине «Метрополя». Ровно 30 лет назад участники «Метрополя» делали свой знаменитый, ставший роковым, альманах. Они ещё напишут и расскажут об этом, но это будет в январе, к юбилею разгрома «Метрополя». «Юбилей разгрома» – это по-нашему, это серьёзный повод. А сейчас в день рождения знаменитого писателя вспомним и об его поруганном детище.
Последний раз автор этих строк слышал поздравления юбиляру (на которые он тут же и отвечал!) на вечере в ЦДЛ 7 ноября 2007, в день 90-летия Октябрьской революции. Трудно представить себе 30-20-10 лет назад В. Аксёнова на сцене ЦДЛ в такой день. А тут никто и не вспомнил о дате. Да и название вечера «Ноябрьский карнавал» было совершенно в аксёновском стиле, как и «Аксёнов-фест». Ясное дело: где Аксёнов, там и «фест», там и карнавал. Как это ему всегда удаётся?
Мне понятно одно: В. Аксёнов решил грибоедовскую задачу «европейское поставить в параллель с национальным». Он сделал это! После 24 лет преподавания в американском университете заработал американскую пенсию, переехал во Францию и в 70-летнем возрасте взял учить французский, написал роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Как и «продвинутый» (т.е. вольтерьянец) герой романа, автор во Франции представлял «передовую, то есть «вольтерьянскую» Россию, а «свойство понимать по-французски было серьёзнейшим мерилом». Логично, что за этот роман В. Аксёнов в 2005 г. награждён французским орденом «Кавалер искусства и литературы». (Ещё и за «Московскую сагу», конечно, которую французы сравнили с «Войной и миром»).
И романом, и стилем своей собственной жизни Аксёнов опровергает горькие утверждения Пушкина («Мы ленивы и нелюбопытны») и Чаадаева («В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу»). «Есть в Империи малая, но умственно вельми передовая кучка, коя жаждет слияния с мыслительными кругами Запада, чая в оном слиянии наиграндиознейшие выгоды реформ», – утверждает Аксёнов в романе. Очень важно, что молодые герои романа показывают самих себя, «новое поколение российских европейцев, а не каких-нибудь свинтусов, кои рисуются в Париже при слове «русский». Не наша ли это мечта? Не наших ли детей? – Чтобы «здесь в Париже» были «восхищены поколением русских, кои так невероятно расширили границы Европы».
И о том, что мешает этому, тоже написал Василий Аксёнов. «Антивольтеровскй пафус» мешает, или скрытнобольшевизм (чит. роман «Редкие земли), что тоже не нуждается в комментариях.
Пожелаем здоровья нашему главному вольтерьянцу. Низкий поклон Вам, Василий Павлович!