будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
События

О раскрытии деклараций чиновников в странах ОЭСР

О раскрытии деклараций чиновников в странах ОЭСР
begtin
Иван Бегтин

Эксперт по открытым данным Иван Бегтин о раскрытии деклараций чиновников в странах ОЭСР.

К вопросу о том, как чиновники должны декларировать доходы и/или расходы. Предлагаю обратиться к опыту стран, которые принято считать развитыми - то есть к странам ОЭСР (куда, кстати, еще не так давно наши чиновники пытались включить и Россию, но что-то процесс вступления завис и неизвестно когда к нему вернутся).

Чтобы понять, как это устроено у них, рекомендую взглянуть на документ обзора стран ОЭСР — Detailed data on Conflict-of-Interest Disclosure from the 2010 OECD Survey on Integrity.

Там представлены два Excel файла. В одном перечень требований по раскрытию для чиновников по их ролям, в другом - требования раскрытия по ветвям власти. Кроме стран ОЭСР также приведены требования по раскрытию деклараций в России, Бразилии, Египте и на Украине.

Кроме непосредственно сравнения стран там много интересного, и чуть ли ни самое интересное — это то, как разделены требования по раскрытию и то, какие варианты публичности присутствуют.

Начнем с требований по раскрытию, их список следующий:

- Assets. Имущество

- Liabilities. Обязательства

- Income Source. Источники доходов

- Income Amount. Объем доходов

- Outside Position: Paid. Другая оплачиваемая работа

- Outside Position: Non-Paid. Другая неоплачиваемая работа

- Gifts. Подарки

- Previous Employment. Предыдущее место работы

Каждый из пунктов требует отдельного детального внимания. Если кратко - в России публикуется в открытом доступе только информация по имуществу, все же остальное либо собирается непублично, либо не собирается в принципе. Информация же по предыдущему месту работы обычно публикуется, но обязательной не является, скорее это часть биографий чиновников, как правило, не полных.

Что из всего этого важнее? Лично я считаю, что важно все, но, быть может, чуть важнее - информация о доходах и их источниках, поскольку она хорошо сопоставляется с информацией об имуществе.

Другое немаловажное — это то, как данные собираются и предоставляются.

Есть следующие практики:

- данные собираются и раскрываются для всех.

- данные собираются и раскрываются по индивидуальным запросам (обычно журналистов).

- данные собираются и не раскрываются вообще, используются только контролирующими органами.

- требований по раскрытию данных нет вообще.

- деятельность запрещена, например, если есть явное запрещение занимать какие-либо должности или получать подарки.

В разных странах все практики очень разные.

Например, в Нидерландах, Мексике и Корее требования по раскрытию информации с максимальным опубличиванием — информация раскрывается для широкой публики.

В Чили, Чехии и Египте данные доступны почти все, но только по запросу.

В США чиновники сдают декларации по всем категориям данных, но ничего из них публичным не является. Похожим образом организовано в Венгрии и Эстонии.

Эти данные, конечно, хорошо бы сопоставить с индексом восприятия коррупции, конкретными публикациями, которые приводили бы к кадровым решениям и многое другое.

Кстати, про США в обзоре ОЭСР на самом деле не вполне точно и, например, конгрессмены раскрывают немало информации, также есть жесткие требования по раскрытию деклараций избираемыми персонами и раскрытие этой информации в виде баз данных.

Из всего описанного выше у меня пока нет предложений о том, как должно быть организовано публичное раскрытие информации о доходах в России, но если уж что и выносить на публичное обсуждение, то как раз вот подобные требования.

 

См также новый проект Ивана Бегтина Публичные доходы или publicprofit.ru.

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).