Эксперт по открытым данным Иван Бегтин о раскрытии деклараций чиновников в странах ОЭСР.
К вопросу о том, как чиновники должны декларировать доходы и/или расходы. Предлагаю обратиться к опыту стран, которые принято считать развитыми - то есть к странам ОЭСР (куда, кстати, еще не так давно наши чиновники пытались включить и Россию, но что-то процесс вступления завис и неизвестно когда к нему вернутся).
Чтобы понять, как это устроено у них, рекомендую взглянуть на документ обзора стран ОЭСР — Detailed data on Conflict-of-Interest Disclosure from the 2010 OECD Survey on Integrity.
Там представлены два Excel файла. В одном перечень требований по раскрытию для чиновников по их ролям, в другом - требования раскрытия по ветвям власти. Кроме стран ОЭСР также приведены требования по раскрытию деклараций в России, Бразилии, Египте и на Украине.
Кроме непосредственно сравнения стран там много интересного, и чуть ли ни самое интересное — это то, как разделены требования по раскрытию и то, какие варианты публичности присутствуют.
Начнем с требований по раскрытию, их список следующий:
- Assets. Имущество
- Liabilities. Обязательства
- Income Source. Источники доходов
- Income Amount. Объем доходов
- Outside Position: Paid. Другая оплачиваемая работа
- Outside Position: Non-Paid. Другая неоплачиваемая работа
- Gifts. Подарки
- Previous Employment. Предыдущее место работы
Каждый из пунктов требует отдельного детального внимания. Если кратко - в России публикуется в открытом доступе только информация по имуществу, все же остальное либо собирается непублично, либо не собирается в принципе. Информация же по предыдущему месту работы обычно публикуется, но обязательной не является, скорее это часть биографий чиновников, как правило, не полных.
Что из всего этого важнее? Лично я считаю, что важно все, но, быть может, чуть важнее - информация о доходах и их источниках, поскольку она хорошо сопоставляется с информацией об имуществе.
Другое немаловажное — это то, как данные собираются и предоставляются.
Есть следующие практики:
- данные собираются и раскрываются для всех.
- данные собираются и раскрываются по индивидуальным запросам (обычно журналистов).
- данные собираются и не раскрываются вообще, используются только контролирующими органами.
- требований по раскрытию данных нет вообще.
- деятельность запрещена, например, если есть явное запрещение занимать какие-либо должности или получать подарки.
В разных странах все практики очень разные.
Например, в Нидерландах, Мексике и Корее требования по раскрытию информации с максимальным опубличиванием — информация раскрывается для широкой публики.
В Чили, Чехии и Египте данные доступны почти все, но только по запросу.
В США чиновники сдают декларации по всем категориям данных, но ничего из них публичным не является. Похожим образом организовано в Венгрии и Эстонии.
Эти данные, конечно, хорошо бы сопоставить с индексом восприятия коррупции, конкретными публикациями, которые приводили бы к кадровым решениям и многое другое.
Кстати, про США в обзоре ОЭСР на самом деле не вполне точно и, например, конгрессмены раскрывают немало информации, также есть жесткие требования по раскрытию деклараций избираемыми персонами и раскрытие этой информации в виде баз данных.
Из всего описанного выше у меня пока нет предложений о том, как должно быть организовано публичное раскрытие информации о доходах в России, но если уж что и выносить на публичное обсуждение, то как раз вот подобные требования.
См также новый проект Ивана Бегтина Публичные доходы или publicprofit.ru.