будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 8, 2025
События

Ольга Вендина: Грозит ли Москве образование этнических анклавов и гетто?

Ольга Вендина: Грозит ли Москве образование этнических анклавов и гетто?
1
Ольга Вендина.. Источник: «Теория и практика»

«Полит.ру» продолжает обсуждение стратегии развития Москвы. Один из ключевых вопросов – нужно ли и как управлять миграционными потоками, устремленными в столицу. Ведущий научный сотрудник Института географии РАН Ольга Вендина полагает, что пока столице не грозит этническая сегрегация, образование этнических анклавов и гетто. Социально-имущественное расслоение куда важнее этнического, доказывает она.

Об этнической сегрегации в Москве как реальном вызове развитию города заговорили лишь в связи с интенсификацией постсоветских миграций. Общим местом стали рассуждения об их беспрецедентном характере, невыносимой нагрузке на город, ускоренном формировании этнических анклавов и даже гетто. В вину мигрантам, особенно инородцам, ставится рост напряжения в обществе и насилия, снижение качества социального сервиса и деградация высокоморального и культурного принимающего сообщества. Но насколько эти утверждения соответствуют действительности? Попробую отклонить лишь одно из обвинений – в формировании этнических анклавов и гетто.

Разберемся с понятиями. Когда говорят о сегрегации, имеют в виду стремление людей к объединению с лицами, близкими по каким-либо социально-экономическим или этнокультурным критериям и отмежевание от тех, кто этим критериям не соответствует. Чаще всего термин «сегрегация» используется при анализе различий в доходах населения, особенностей функционирования рынка жилья или этнокультурных различий.

Этнический анклав – это следствие сегрегации: компактная территория, которая по своим визуальным и социально-экономическим характеристикам отличается от соседних районов города. Для населения анклава характерно солидное представительство (не менее 30%) какого-либо одного этноса, определяющего специфику данного района. Гетто отличается этнической и культурной однородностью населения, существующего во враждебном окружении. Исторически гетто возникали в результате внешнего давления или даже насилия, а не развивались из анклавов. Характерной чертой и анклавов, и гетто является закрытость, наличие внутренней экономики, контроль со стороны этнических лидеров, стремление к воспроизведению своей этнокультурной специфики.

Теперь о Москве. Действительно, в этническом составе населения Москвы за постсоветские годы произошли заметные сдвиги. Однако расселение новой волны мигрантов связано скорее с их статусом, трудовой нишей и местом работы, чем с этнической принадлежностью. Наиболее обеспеченная часть приезжих предпочитают центр и юго-запад, остальные выбирают жилье в соответствии со своими возможностями – на окраинах или в районах пятиэтажек, которые сейчас активно сносятся и расселяются. Если расселение украинцев и белорусов скорее дисперсное, то азербайджанцы наиболее представлены в Восточном, Юго-Восточном и Южном округах, армяне – в Южном и Юго-Западном, таджики и узбеки – Северо-Восточном и Юго-Восточном округах и в пригороде.

Несмотря на идущие в Москве процессы перераспределения населения, этнических кварталов в Москве нет. Их возникновению препятствуют несколько факторов:

1) многоэтажная застройка и существующая сегодня конъюнктура московского рынка жилья;

2) унаследованная от советского времени социальная «смешанность» жителей, которая препятствует быстрому изменению социального и этнического состава населения районов;

3) этнические группы неплохо интегрированы в российский социум и не испытывают потребности в компактном проживании;

4) все этнические группы в Москве характеризуются значительной социальной неоднородностью и недостаточной внутренней солидарностью для образования ареалов компактного проживания.

Несмотря на неприветливость москвичей, рынок труда к мигрантам дружелюбен. Практически в любом районе города найдется дешевое жилье поближе к месту работы. Важно и то, что существующие в некоторых районах Москвы «скопления» этнических мигрантов, особенно вблизи рынков – важных мест приложения труда, не являются результатом добровольного или вынужденного «закрытия» этнической группы в определенном пространстве. Районы Москвы, где происходят заметные сдвиги в этническом составе населения, характеризуются этническим многообразием и тесными контактами русских москвичей и представителей различных этногрупп. Такие районы – противоположность этнических анклавов и гетто. Беспокойство вызывает не рост этнического многообразия, а ухудшение репутации и без того не слишком благополучных районов, их стигматизация как очагов социального неблагополучия. И здесь в силу вступают процессы сегрегации – но вовсе не этнической, а социальной и имущественной.

Планы переехать на новую квартиру и сменить район проживания часто связаны не с вынуждающими жизненными обстоятельствами или ветхостью жилища, а со стремлением найти желаемую социальную среду, увеличить дистанцию между своим оберегаемым частным миром и теми, кто воспринимается как угроза или социальная инфекция. Нет необходимости доказывать, какое огромное значение имеет благоприятная среда для социализации и обучения детей, создания дружелюбной атмосферы повседневной жизни и обеспечения элементарной безопасности. Это утверждение справедливо как для москвичей, так и для приезжих.

Дополнительным фактором, стимулирующим процесс перераспределения населения, является закрепившаяся в массовом сознании точка зрения, что рост преступности в городе связан с ростом этнического разнообразия. Постоянно подпитывают данное мнение череда террористических актов, квартирные кражи и рыночные столкновения, некорректная интерпретация информации журналистами. Но действительно ли к перемене места жительства людей подталкивает растущее этническое разнообразие?

Нет оснований утверждать, что сокращение доли русских непременно приводит к этнической сегрегации, или что «страх и раздражение», испытываемые людьми, – прямое следствие «наплыва» этнических мигрантов. Само по себе сокращение доли русских в жилом квартале не несет в себе угрозы. Неприязнь и конфликтные ситуации начинают возникать тогда, когда этот фактор накладывается на понижающийся социальный статус населения, его маргинализацию и рост социального неблагополучия. Наиболее этнически разнородные (наименее русские) кварталы центра и юго-запада Москвы имеют репутацию тихих, спокойных и благополучных. А вот на юге и юго-востоке столицы все обстоит иначе, хотя русских там больше, чем в центре.

Значительное влияние на атмосферу жизни в районе оказывает социальный состав населения. Если на долю лиц интеллектуальных профессий, адаптированных к нынешним реалиям, приходится более четверти жителей (неважно, москвичей или приезжих), то жизнь в квартале воспринимается как сравнительно благополучная. А если эта доля снижается, то ощущения меняются в худшую сторону. Более того, появление «чужаков» в кварталах, где проживает этнически однородное, но социально неблагополучное и «раздраженное» население, вызовет негативную реакцию скорее, чем тот же процесс в этнически разнородных, но социально более благополучных кварталах. Значимость факторов социальной фрагментации и имущественной сегрегации для настроений, царящих в обществе, выше, чем значимость этнической дифференциации и растущего этнокультурного разнообразия.

Безобидные переезды москвичей на новую квартиру из одного района в другой, которые может себе позволить наиболее благополучная часть населения, становятся не менее значимым фактором роста напряженности межэтнических отношений, чем внешние миграции и наплыв приезжих. В Москве, как и в других крупнейших городах Европы, механизмы этнической сегрегации запускает именно социально-имущественная сегрегация, а вовсе не пресловутая солидарность этнических сообществ и их нежелание интегрироваться. Спасает российскую столицу от негативного сценария развития событий сравнительно низкий уровень доходов большинства москвичей и практическая недоступность ипотечных кредитов. Купить новое жилье, даже на условии альтернативных сделок, принимающих в зачет стоимости цену имеющейся квартиры, – достаточно непростая и дорогостоящая задача, решить которую по карману не более 10% жителей города. Другой спасательный круг – это социальная инерция, привязанность людей к своему району, где они когда-то получили долгожданную квартиру и где прожили значительную часть жизни.

Очевидно, эти «домашние средства» – слишком слабые и временные лекарства для преодоления последствий социально-имущественной сегрегации, если сценарий последнего десятилетия будет реализовываться и дальше. В Москве сегодня воцарилась культура разделений и различий, культура того, как не жить вместе. Однако опыт городов, где мультикультурные сообщества сложились уже давно, свидетельствует о необходимости противодействия чрезмерной социальной и пространственной сегрегации населения. Необходимо восстановление социальной справедливости, доступности образования и медицинского сервиса, сознание солидарности населения города в решении общих задач, в том числе таких, как забота о молодых поколениях. Следует признать, что московское сообщество было и остается синтетическим по своей природе. Необходимо учитывать множественность происхождения людей, значимость социальных сетей и контактов. Это диктует необходимость увеличения точек соприкосновения различных культур, народов и социальных слоев, учета подвижности городского сообщества и его возрастающей открытости. Другими словами, необходимо решать (для начала – хотя бы открыто обсуждать) сложнейшую задачу консолидации городского сообщества, стремящегося и продуцирующего сегрегацию.

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).