Судьба Химкинского леса решена — дорогу через него все-таки построят. Власти, взявшие паузу после летних протестов общественности, полагают, что новый маршрут трассы Москва-Санкт-Петербург стоит слишком дорого. Кажется, тема леса отыграна. Однако власти не понимают, что основная проблема по Химкинскому лесу — не экология, не трасса и не Юрий Шевчук с Боно. Основную претензию лучше всего сформулировали громившие химкинскую администрацию антифа - «они ох..ли». Что обозначает сильнейшее нарушение механизмов коммуникации властей — от ЖЭКа до президента — с населением. Поэтому и фанатские погромы, и интернет-протест против мигалок, и общее возмущение чиновными ДТП. И где-то будет следующий Химкинский лес и опять будет слышно «они ох..ли!»
Судьба Химкинского леса решена — дорогу через него все-таки построят. Власти, взявшие паузу после летних протестов общественности, полагают, что новый маршрут трассы Москва-Санкт-Петербург слишком дорого. Сделано уже много (в том числе почти прорублена просека через сам лес) и останавливаться нецелесообразно.
Решение о строительстве скоростной трассы Москва–Петербург в обход Химкинского леса можно было принять несколько лет назад, в настоящее время этот вариант практически невозможен, сообщил «Газете.Ru» помощник президента Аркадий Дворкович.«Если бы сейчас был 2003–2004 год, то исходя из анализа разных вариантов строительства дороги вероятность принятия решения о другом маршруте была бы существенно выше», – сказал Дворкович. Он напомнил о том, что на прошлой неделе властями Санкт-Петербурга было принято решение о переносе места строительства «Охта-центра». «Когда есть желание, можно решать по-другому», – прокомментировал ситуацию помощник президента.
Химкинский лес прославился и важен не как уникальный лесной массив или легкие мегаполиса. Химкинский лес — это символ борьбы нарождающегося общества за то, чтобы решения властей принимались с оглядкой на него. Летний отказ властей от продавливания строительства трассы (оформленный через просьбу единороссов президенту) уже представляется большой победой этого общества. Сам лес, вероятно, не важен.
И уж точно не важна для москвичей и жителей Подмосковья экологическая тематика. По крайней мере, она заботит население куда меньше зарплат, льгот, детских садов, преступности, наркомании и еще десятков проблем. Согласно февральскому опросу «Левада-центра», грязь и мусор на улицах волнует 8 процентов москвичей, отсутствие зелени — 7, плохое состояние окружающей среды — 6. Алкоголизм и наркомания - для сравнения — заботит 19 процентов опрошенных, нищие и бомжи — 23, маленькие зарплаты и пенсии — 28, цены — 31, такой же процент озабоченных засильем мигрантов.
Однако вокруг леса этим летом наблюдался прямо-таки нездоровый ажиотаж. Разгром администрации Химок антифа, митинг-концерт на Пушкинской площади с участием известных рок-исполнителей, даже обращение лидера U2 Боно к Дмитрию Медведеву. Если до этого экологический протест был локализован в Химках и в известной степени являлся проявлением местной, в том числе политической проблематики. Новости об избиении редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова были в федеральных и зарубежных СМИ, но скорее как рассказы об ужасах жизни в провинции.
Переход социальной энергии на качественно новый уровень и разогрев медиа-шума до уровня медиа-истерии каждый раз сложно интерпретировать однозначно. Влияет в каждом отдельном случае работа профессионалов по разогреву темы, решительность малочисленных активистов, благодушие СМИ и так далее. Очевидно, правда, что тема должна быть релевантной реальному общественному запросу, иначе движуха не должна выйти. Так было с акциями автомобилистов, реакцией на ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента «Лукойла», расстрелом посетителей супермаркета майором милиции Евсюковым и так далее. Всякий раз ведомственные спикеры обвиняют неведомые силы в подрыве, умалении, очернении и работе против интересов России, не замечая того простого обстоятельства, что это к ним нет ни веры, ни даже просто сочувствия. А есть только эмоции — гнев, раздражение, недовольство их «избранностью».
Химкинский лес — не из этой истории. Зло — с точки зрения общественности — не вполне персонифицированно. Не считать же всерьез вселенским злом мэра Химок Владимира Стрельченко, который к тому же трассу не строит. Сама трасса обезличена, завязанный как-то в строительстве «друг Путина» Аркадий Ротенберг является слабым аллергеном для публики по причине малоизвестности и неявности участия в процессе. Экология — не тема.
Однако же за лес вступился не только питерец Юрий Шевчук, но и «социальный рэпер» Нойз Эм-Си, и музыкальный критик Артемий Троицкий. Скандалист Сергей Шнуров, в свою очередь, тонко высмеивает шумиху вокруг леса и получает выговор всей прогрессивной общественности. Большое брожение умов.
Кажется, что лучше всего выразили причину популярности темы леса антифа, скандировавшие в ходе рейда на администрацию «Они ох...ли!». Они — это власть. Без разделения на федеральную, региональную и муниципальную. На законодательную и исполнительную. На ЖЭК и президента с премьером. В этом и есть причина феномена леса, поэтому частной проблемой (сознательно оставляем в стороне туманную тему борьбы за потоки, подряды, заносы, заходы в кабинеты и прочее политтехнологическое обеспечение сложных хозяйственных процессов, с дорогой связанных) озаботился президент. Потому что и он тоже «они ох...ли!».
Иными словами — произошел выплеск социальной энергии, означающий наличие серьезного разрыва между мотивацией властей и жизнью граждан. Власть, даже принимая решение, не объясняет его гражданам. Отчасти из соображения «все равно не поймут», отчасти из-за невозможности и неумения обеспечить прозрачность процедур. И из-за непонимания, кто же адресат. Вытоптанная или несуществовавшая поляна гражданской самоорганизации не представляет властям вменяемых оппонентов, от лица общества говорящих. А когда и предоставляет, власть делает много, чтобы вытеснить их в маргинальную нишу — вспомните, сколько усилий положили летом «провластные» (по факту — дискредитирующие власть) молодежные активисты, чтобы «доказать мародерство» Юрия Шевчука.
Сегодняшний и изначальный расчет властей на то, что выплеск по теме Химкинского леса — разовый, вполне может оправдаться. Пока на решение следует в основном разочарованное «опять обманули», а не призывы идти на баррикады. Однако проблемы «они ох...ли!» отсутствие бурной реакции по частной проблеме леса не снимает. Да, дорогу все равно бы построили — это было сразу ясно. И так же ясно было, что менять маршрут никто не собирается, а взята пауза для выпуска пара. Но главная тема протеста неотрефлексирована властями ни на каком уровне. Проблема нарушения коммуникации с населением. Полной дисфункции и прямой, и обратной связи. И сознательного уничтожения любых механизмов осуществления этой связи.
Опять вернемся к погромам на Манежной площади (см. Очень рассерженные молодые люди и Манежная реальность). По форме — это можно принять за национальные погромы, но вызов, который бросают фанаты — он тот же. То же самое «они» и «мы». От несколько другой социальной среды (за которой, правда, представители власти вовсе не склонны видеть социальную среду, но склонны чуть ли ни заговор ЦРУ), но ровно тот же по наклонению. Лес, ДТП на Ленинском, мигалки, убийство Егора Свиридова. Где в следующий раз мы услышим «они ох..ли»?