13 февраля Объединенный гражданский фронт провел акцию «Похороны российского образования». В знак протеста против нового закона об образовании люди возлагали цветы у здания Минобразования.
Участников акции оказалось немного, за полтора часа ее поддержали не больше 10 человек. Представители прессы и правоохранительных органов оказались в большинстве.
Сразу после того, как к подъезду министерства были возложены первые цветы, появились двое людей в штатском и убрали букеты. Они назвались дворниками, представиться отказались. Вторая попытка возложить цветы закончилась жестким задержанием. Действия протестующих полиция объявила несанкционированной акцией. Один из активистов «Объединенного гражданского фронта» с букетом в руках вступил в дискуссию с сотрудниками полиции. Те предупредили его о последствиях возложения цветов, после чего он демонстративно это и проделал. Всего было задержано три человека. Двух пенсионерок, раздававших тем временем листовки с лозунгом: «Реформа образования – крест на будущем наших детей!», полиция не тронула.
Основной аргумент против закона об образовании, который приводили протестующие, касался коммерциализации системы обучения. «Об этом можно много говорить. В нашем государстве в отличие от США, Канады, стран Европы, где вкладываются деньги в образование, идут сокращения, это не нормально. Закон вводит квоты на студентов-бюджетников, основанные на расчетах Росстата. Они опубликованы в интернете. Если по этим квотам все так будет осуществляться, то количество студентов по России уменьшится более чем на полмиллиона человек. Талантливые люди, возможно, будущие Ломоносовы просто не смогут получить высшее образование. Разумеется, это очень плохо для страны», – считает активист Объединенного гражданского фронта Валерий Надеждин.
Аналогичного мнения придерживается и другой участник акции Юрий: «Образование движется в худшую сторону. Я это говорю с болью, не со злобой или язвительностью. Меня беспокоит многое, что происходит, но образование особенно. Наши умные люди все уезжают, им предлагают гранты и хорошие места в других странах. Тут нет возможности для совершенствования знаний».
«У меня двое детей в школе и один в детском саду. Раньше наших налогов хватало на все предметы для детей, теперь у нас почему-то их хватает только на физкультуру, математику и русский язык. Я не могу платить за всех детей за все другие предметы», – пожаловалась корреспонденту «Полит.ру» одна из участниц по имени Анна.
Валерий Надеждин пообещал, что акции против нового закона об образовании продолжатся: «Мы проводим сейчас вот такой флешмоб, символизирующий похороны российского образования, так как мы считаем, что проводимая политика в области образования – это антинародная политика, разрушающая систему школьного, дошкольного и высшего образования. Кампания будет продолжаться, а еще надеемся посудиться с префектурой ЦАО, которая не согласует наши акции под предлогом того, что Новопушкинский сквер занят под другие мероприятия».
«В общественном нашем пространстве существует один миф. Якобы среди распадающихся сообществ и институтов есть одно, незатронутое распадом, и совершенно девственное, а главное - полное харизматического ресурса. Как оказывается на деле, этот ресурс оказывается просто недопроведенной реформой, - отмечает обозреватель «Полит.ру» Алексей Муравьев. - Тут помогает сравнение со сходной областью социальной практики - медициной. Там реформа прошла, оставив за собой руины советской системы. Система образования не прошла полноценной реформы, и большое количество учителей и работников просвещения создают флер мощного ресурса. В действительности же, стоит завершить реформу образования толком, как возникнут те же проблемы менеджмента, что и в медицине. Образование становится жертвой недорешенных проблем переходной стадии. Не перейдя на рыночные рельсы, оно зависло, если так можно сказать, между всеобучем и рыночной системой получения образования как услуги. Необходимо срочно начинать полноценную реформу, иначе дело станет куда хуже, чем в медицине. Уже сейчас наши граждане, кто побогаче, ищут образования за рубежом. На подходе и другие альтернативы. Протесты вполне закономерны, но они направлены не туда. Смысл реального конфликта - в недопроведенной реформе».