Роман Федоров — крестьянский сын из деревни Акулово Пушкинской или Марфинской волости Московского уезда Московской губернии. Получил домашнее образование.
В 14 лет, в 1878 году, поступил работать на самоткацкую фабрику, с 19 лет помогал по хозяйству брату в деревне. После отбытия воинской службы принял решение поступить в монастырь. В 1886 году поступил в Троице-Сергиеву лавру и в 1891 году был зачислен послушником. 2 марта 1893 года был пострижен в монашество с именем Родион. 22 июля 1897 года рукоположен во иеродиакона, а 2 марта 1903 года — во иеромонаха. Послушанием его стало служить молебны при раке преподобного Сергия.
С 5 января по 4 октября 1905 года состоял при походной церкви во имя преподобного Сергия, сооруженной от Свято-Троицкой Сергиевой лавры для селения Лысова близ озера Байкал. 1 сентября 1910 года был назначен блюстителем Троицкого собора Лавры. В 1914 году был утвержден в должности ризничного и члена Духовного собора Лавры. 6 мая 1915 года возведен в сан игумена .
В сентябре 1917 года был направлен в Москву на Троицкое подворье, ставшее местом пребывания патриарха Тихона, где служил экономом до тех пор, пока подворье не было захвачено в 1922 году обновленцами.
В 1918 году возведен в сан архимандрита.
5 мая 1922 года был арестован на Троицком подворье по обвинению в «соучастии в антисоветской деятельности патриарха Тихона». Проходил по групповому делу «Дело Троицкого подворья. Москва, 1922 г.».
На допросе на вопрос об отношении к изъятию церковных ценностей ответил: «Когда пришла комиссия изъять ценности в нашей церкви я доложил святейшему [патриарху Тихону], он сказал присутствуйте при изъятии. По каноническим правилам пишется, что нельзя, но я считал, что исключения должны быть по обстоятельствам, если Родина страдает и т.д. необходимо наладить миролюбивое разрешение таких вопросов так как все страдания и сопротивления не приносят ни какой пользы».
На вопрос о воззваниях патриарха Тихона и о его связях с заграницей сказал, что ничего не знает. 23 мая 1922 года был освобожден из тюрьмы под подписку о невыезде, дело было продолжено. 22 декабря 1922 года на судебном заседании Коллегии ГПУ было вынесено решение о прекращении дела из-за отсутствия преступления и об аннулировании подписки о невыезде.
С 1922 по 1924 год работал в киновийской артели при Троице-Сергиевой лавре, а с 1924 года служил священником во Всехсвятской церкви на Кукуевском кладбище в Сергиевом Посаде.
5 апреля 1931 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В день ареста сотрудники ОГПУ его допросили. Отец Родион сказал: «Живу одиноко, ни к кому не хожу, так как старость берет свое и сердце слабое». Его спросили, к кому он ездил в Москву. Архимандрит Родион ответил:
«Ездил в Москву к профессору Плотникову полечиться, ездил навестить болящего протоиерея Кедрова в Сокольниках, но дома его не застал, так как он уехал к семье. До поездки в Москву ездил в деревню Акулово хоронить брата. Больше никуда не ездил и здесь, в Загорске, ни к кому не хожу. Виновным себя в предъявленном мне обвинении... не признаю... против власти никогда ничего не говорил».
15 мая 1931 года на арестованных монахов было составлено обвинительное заключение. Архимандрит Родион, которому исполнилось в то время шестьдесят семь лет, обвинялся в том, что «состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации „Истинных христиан“ и занимался антисоветской агитацией».
6 июня 1931 года Коллегией ОГПУ приговорен к пяти годам лагерей с заменой на высылку через ПП ОГПУ в Казахстан на тот же срок.
Скончался в 1933 году в ссылке в Казахстане и был погребен в безвестной могиле.