будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ProScience Театр
Июнь 18, 2025
События

ProScience Театр 15.02. Олег Будницкий о роли евреев в истории России

ProScience Театр 15.02. Олег Будницкий о роли евреев в истории России
ulnovosti.ru_0vLrQCj
Олег Будницкий. Фото: ulnovosti.ru. Источник: Из личного архива

15 февраля в Центральном Доме журналиста состоится выступление доктора исторических наук, профессора, специализирующегося на российской истории XIX — начала XX веков Олега Будницкого. Тема лекции: «Возможна ли научная история Великой Отечественной войны?»

В 2005 году была издана книга Олега Витальевича Будницкого «Российские евреи между красными и белыми (1917-1920)». В беседе с «Полит.ру» историк рассказал о положении евреев в те годы и о том, какую роль они сыграли в истории России в столь непростой для нее период.

«Во-первых, нельзя говорить о евреях вообще. Евреи, как и русские, армяне, татары или украинцы, очень разные не только индивидуально, но и в социальных группах. Были евреи, которые жили в пределах черты еврейской оседлости, это такая еврейская масса, родным языком которой в основном был идиш, хотя, конечно, они говорили и на украинском, польском, русском языках. И это были люди далекие от какой-то политики, это местечковые жители, ремесленники, какие-то горцы и так далее.

Были евреи, которые жили за пределами черты еврейской оседлости, чтобы получить это право жить за пределами черты нужно было или быть состоятельным человеком, или иметь высшее образование, или быть специалистом в какой-то нужной для страны профессии, которых не хватало, скажем, повивальной бабкой или фельдшером и так далее. И это было в существенной части аффилированное еврейство, для значительной части которого родным языком был русский, а не идиш, и как раз эта часть была значительно вовлечена в российский политический процесс.

Это некая предварительная экспозиция. И да, надо понимать, что евреи были в российской империи дискриминируемым меньшинством по религиозному признаку прежде всего. И в начале 20 века только две страны в Европе имели ограничение для евреев: это Россия и Румыния. Во всех остальных была, так сказать, полная эмансипация. И при этом евреи были в целом одним из наиболее образованных народов империи, по уровню русской грамотности уступали только немцам, опережая русских, между прочим в процентном отношении. Это обусловило то, что с одной стороны, в революционном движении доля евреев была существенно выше, чем доля в населении страны, с другой стороны, евреи, поскольку это давало им право на жительство и так далее, не могли быть на госслужбе, если они не отказывались от своей религии. Поэтому была довольно высокая доля евреев в российской элите, говоря современным языком, бизнес-элите, среди людей свободных профессий, среди профессионалов, то есть среди юристов, врачей, журналистов и так далее.

Колоссальную роль сыграла Первая мировая война, в ходе которой, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона евреев были депортированы из черты еврейской оседлости и оказались в роли беженцев, еще около 400 тысяч евреев служили в русской армии. Все эти обстоятельства привели к тому, что евреи, с одной стороны активно участвовали в революционном движении, с другой стороны, это привело к тому, что для части еврейской элиты, предпринимателей, торговцев, промышленников, юристов и так далее большевистская революция была страшным злом, которое должно было просто обрушить их существование. И евреи оказались расколоты точно так же, как все остальные.

Евреи составляли существенную часть революционной элиты и в партии большевиков, и в противостоящих им партиях, в партии эсеров, меньшевиков и так далее, но до меня практически никто не обращал внимания на то, что евреи стояли у истоков антибольшевистского движения и в плане социалистических партий, включая еврейскую партию «Бунт», которая поначалу заняла резкую антибольшевистскую позицию, и финансирования, а также прямого участия в белом движении на ранних стадиях.

Белое движение сформировалось на Дону и там часть местной еврейской элиты оказала  финансовую поддержку белому движению и лично принимала участие в качестве добровольцев в добровольческой армии первого состава и даже в казачьих формированиях, что странно себе представить на фоне последующего. Был такой начальник отдела пропаганды в казачьем отряде генерала Семилетова Абрам Альперин. Вот такая история, и вот это взаимоотношение евреев с белым движением — это одно из открытий моей книги. И это сотрудничество кончилось в тот момент, когда белое движение стало массовым, и когда белые, не имевшие внятных идейных лозунгов, ведь Гражданская война — это особая война, которая определяется не только количеством штыков или пулеметов, она определяется идеями, преимущество у того, кто сумеет организовать и повести за собой массу. И если у красных были понятные лозунги «Мир — народам, земля — крестьянам, фабрики — рабочим», другое дело, как они на самом деле проводили в жизнь. У белых ничего внятного не было, была идея непредрешенчества,  прогоним большевиков, а там разберемся, создадим Второе Учредительное собрание, Национальное собрание, а там посмотрим. В итоге едва ли не главным лозунгом и козырной картой пропаганды белых стал антисемитизм, тем паче, что наличие значительного числа евреев среди большевистских лидеров давало для этого благодатную почву: Троцкий, Зиновьев, Каменев, Свердлов.

Поэтому возникла такая ситуация, и Гражданская война обернулась для евреев, причем как раз для тех, кто, как и большинство населения, стремились ни в чем не участвовать, массовыми погромами. Причем еврейские погромы осуществляли и белые, и петлюровцы, и разного рода националисты, и поляки, и так далее. По количеству жертв еврейских погромов, а они превзошли все погромы, которые до этого были в истории России, погибло по разным оценкам от 50 до 200 тысяч человек. Прямое воздействие как ограбление, потеря жилья и так далее было оказано приблизительно на миллион человек, около 300 тысяч детей остались сиротами. Такие были последствия».

 

Выступление Олега Будницкого состоится 15 февраля в Центральном Доме журналиста по адресу: м. Арбатская, Никитский бульвар, д. 8а. Начало в 19:00.

 

Билеты можно приобрести на сайтах timepad.ru, bigbilet.ru и ponominalu.ru.

Перейти к заказу билетов

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).