На заседании президентской комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса глава государства внезапно вступил в словесную перепалку с главой Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым.
Глава ФАС заявил собравшимся, что «ценообразование на газ в Российской Федерации не имеет ничего общего с рыночным ценообразованием: были изобретены формулы, в которых скрещены коэффициенты круглые с зелеными».
Владимир Путин резко перебил чиновника: «Вы так больше никогда не говорите. А то Улюкаев не сможет работать с некоторыми коллегами, — сказал президент, а затем продолжил. — У нас рыночное ценообразование. Понимаете? Рыночное». «Есть», — ответил Артемьев.
Говоря о том, что цены на газ в России формирует рынок президент, конечно, лукавил — как раз на заседании комиссии по ТЭК министр энергетики Александр Новак рассказал о том, какая цена на газ была бы справедливой с точки зрения его ведомства. «Целевой ориентир — $160-190, это ниже нетбека поставок в Европу, это та цена, к которой нужно стремиться — справедливая цена для независимых производителей и "Газпрома". Сейчас $106», — сказал он. Иными словами, только рост цены на газ в полтора-два раза, уверен министр, может обеспечить окупаемость инвестиций в отрасли.
Очевидно, что там, где будущая цена обсуждается на правительственном уровне, ни о каком рыночном ценообразовании не может быть и речи. Однако Игорь Артемьев покусился, как верно заметил Владимир Путин, на основу российского государственного регулирования. Когда правительство регулирует цены на что-либо, оно их устанавливает как бы исходя из того, какой была бы цена в условиях свободного рынка. То есть берется монополист, смотрится стоимость производства им товара или услуги, помножается на некий коэффициент, который позволит монополисту получить «справедливую» прибыль.
Естественно, при такой схеме определения цены производитель всячески завышает свои расходы и почти не имеет стимулов к сокращению издержек, а правительственные структуры пытаются всеми силами найти баланс между интересами производителей и потребителей.
Игорь Артемьев отчего-то решил выступить против такого ценообразования — и получил от главы государство недвусмысленное предупреждение, так что теперь под вопросом может оказаться вся дальнейшая карьера чиновника.
Вообще Игорь Артемьев — выходец из Санкт-Петербурга, он работал в мэрии города в одно время с Владимиром Путиным. Он долгое время возглавлял питерское «Яблоко» и в 2000 году даже баллотировался в губернаторы Санкт-Петербурга. 10 лет назад, в 2004 году, он возглавил Федеральную антимонопольную службу — ведомство, которое должно бороться за честную конкуренцию, а также контролировать государственные закупки.
Игоря Артемьева никогда не подозревали ни в коррупции, ни в лоббировании интересов каких-то крупных компаний — возможно не в последнюю очередь благодаря статусу одного из бывших лидеров «Яблока».
Однако в последнее время все больше вопросов возникает к работе ФАС — причем не из-за того, что чиновники нарушают какие-либо законы, а из-за того, что слишком рьяно их соблюдают.
Смысл существования антимонопольной службы, в теории, заключается в том, чтобы не давать крупным компаниям пользоваться своим положением и уничтожать малый и средний бизнес. Несмотря на то, что мировая история показывает, что сколько бы монополист не боролся с конкурентами, клиенты все равно перестанут покупать его товары и услуги если их слишком не устраивают цены и сервис, российская конституция обязывает правительство защищать конкуренцию, а, следовательно, бороться с монополизмом.
Казалось бы благое дело, хоть и спорное, в последнее время выливается в то, что чиновники вмешиваются в работу совершенно разных секторов экономики, совершенно не представляя чем это может закончиться.
Так, например, ФАС предъявила претензии к крупнейшим отечественным авиакомпаниям, которые, по мнению чиновников, «навязывали потребителям тарифы без учета динамики потребительского спроса по мере приближения к дате вылета». В ФАС уверены, что «тарифы должны не только повышаться, но и снижаться по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса и объема реализованных авиабилетов за конкретный период времени (процента занятости кресел)». ФАС предписала авиакомпаниям уже с мая продавать билеты прямо перед вылетом с дисконтом.
Впрочем, требование ФАС пока что не вступило в силу — на благо не только авиакомпаний, но и их клиентов. Сотрудники ФАС отчего-то решили, что лучше руководства авиакомпаний знают, как нужно устанавливать цены на билеты — это, конечно, не так. Да, рядовому потребителю было бы приятно узнать, что он может за несколько дней до вылета покупать билеты за копейки — видимо этим соображением и руководствовались в ФАС.
Цена на авиабилет — очень непростой вопрос. Дело в том, что если самолет уже летит из пункта А в пункт B, авиакомпании практически ничего не стоит посадить туда еще одного пассажира — весит он с багажом ничтожные 1,5 центнера, обед обходится в сотню или две рублей. Но это не значит, что все пассажиры могут летать за 500 рублей, тогда самолет никогда не взлетит, потому что нечем будет оплачивать керосин.
Западные авиакомпании уже много десятилетий, а российские около четверти века, практикуют очень хитрую схему ценообразования, суть которой заключается в том, чтобы взять с каждого пассажира столько денег, сколько он готов заплатить.
Туристы, которые хотят сэкономить на своей поездке, выкупают билеты заранее, не имеют возможности изменить дату вылета, теряют заметную долю цены билета при его сдаче. Бизнесменам важно иметь возможность оперативно вылететь в нужный им город, плюс для них актуальна услуга изменения даты поездки — они готовы заплатить за билет больше.
Именно поэтому при покупке билета многие авиакомпании узнают о пассажире множество подробностей, например возраст и социальный статус, в будущем это позволяет более точно настроить цену билетов.
Если сегодня заставить авиакомпании продавать билеты по иной схеме, это выльется в увеличение тарифов и, в конечном итоге, сокращение пассажиропотока — а ФАС, кажется, добивается ровно обратного.
Вмешательство ФАС в рынок авиаперевозок выглядит особенно странно с учетом того, что там достаточно развита конкуренция, и если между компаниями и присутствовал сговор, то только в формате чтения менеджерами одинаковых учебников.
Но если авиакомпании все-таки являются крупным бизнесом, контроль которого входит в прямые обязанности ведомства, то совсем странным выглядит «борьба» антимонопольщиков с средним и даже малым бизнесом. Лоббисты именно таких бизнесменов из организации «Деловая Россия» встали горой против принятия очередного, четвертого антимонопольного пакета законопроектов, который уже два года собирается ввести ФАС.
Так, ФАС может считать монополистом ТСЖ, которые не пускает на свою территорию Ростелеком, или магазин, который запретил пользоваться своим помещением для прохода к другой торговой точке. В реестр монополистов ФАС входит около 15 тысяч предприятий — это и единственная баня в городе, и фирма по производству печатей и штампов.
По данным члена Экспертного совета при федеральном правительстве Вадима Новикова, Правительстве РФ, более четверти из реестра монополистов ФАС — компании-банкроты, почти две трети — предприятия малого и среднего бизнеса. За год ФАС возбуждает около 2,5 тысяч дел, а в сорока странах с крупнейшими антимонопольными службами — около 800.
И в целом неудивительно, что ФАС предпочитает заниматься мелким бизнесом — к тарифам на газ ведомство не подпускают.