Мы постарались описать механизм формирования заработной платы в российской экономике, используя для этого как его институциональные характеристики, так и макроэкономические результаты его деятельности. Перед нами предстает крайне специфическая модель, которая не только глубоко укоренена в российской институциональной действительности, но и сама представляет собой устойчивое институциональное равновесие с комплементарными элементами. Эта модель доказала свою способность выживать в различных макроэкономических режимах; она пережила не только затяжной трансформационный спад, но и сопоставимый с ним по продолжительности период посттрансформационного подъема. В конечном счете, как мы попытались показать, ее главным отличительным признаком можно считать «гибкость наоборот».
В ценовом измерении поведение российского рынка труда было не менее специфичным, чем в количественном. Несмотря на это перед нами не какое-то нагромождение случайных аномалий, как часто думают, а целостная и по-своему выверенная система. И на этапе спада, и на этапе подъема его развитие подчинялось единой логике, вытекавшей из особенностей сложившейся модели.
«Благоприятная динамика занятости не должна вызывать особых иллюзий ... Число занятых в секторе крупных и средних предприятий, который является основным генератором ВВП, не только не увеличилось, но продолжало сокращаться примерно тем же неизменным темпом, что и в кризисный период.»
«И на этапе спада, и на этапе подъема российский рынок труда функционировал как очень пластичный механизм. Однако природа и степень гибкости были у него при этом совершенно особыми. Можно сказать, что в российской экономике наблюдалась своего рода «гибкость наоборот»: вместо высокой эластичности занятости она демонстрировала чрезвычайно высокую гибкость заработной платы».
«Кардинальные сдвиги произошли также в обеспечении работников социальными благами и услугами за счет предприятий, особенно — через принадлежащие им объекты социальной инфраструктуры.»
«…от четверти до трети заработков, получаемых российскими работниками, не являются строго фиксированными. Это намного больше, чем в других экономиках — как развитых, так и переходных.»
«В рыночных экономиках снижение или замораживание заработной платы обычно происходит под давлением возросшей безработицы. Российский рынок труда открыл более прямой и быстрый механизм регулирования заработной платы, не нуждающийся в опосредующем звене в виде высокой безработицы.»
Открыть полный текст исследования. Часть 1
Открыть полный текст исследования. Часть 2