будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Июнь 17, 2025
События

Священномученик Александр Миропольский

Священномученик Александр Миропольский
sobor
Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских

Александр Миропольский — сын диакона Покровского храма в села Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки.

В 1868 году окончил Казанскую духовную семинарию, ему был 21 год. Вскоре женился и был рукоположен во священника ко храму села Александровское Чистопольского уезда. В 1871 г. был переведён в Покровский храм с. Апазово Казанского уезда. С 1872 г. служил епархиальным противомусульманским миссионером-проповедником в Казанской епархии, 35 лет провел среди крещеных татар в качестве миссионера.

В 1881 году овдовел и, оставшись с двумя малолетними дочерьми, он принял решение, пристроив дочерей, принять монашество, но явившийся ему во сне отец Иоанн Кронштадтский посоветовал взять в дом девочку-сироту и продолжать служить в том же селе. Священник так и сделал, и впоследствии она стала большой ему помощницей.

О. Александр писал: «В 1881 году более двухсот душ отпало в мусульманство. Я немного пал духом и хотел уйти в другой приход; но предварительно пошел в церковь, помолился и о намерении писать прошение после литургии забыл. Я продолжал служить и работать, насколько мог. Слава Богу, в 1883 году мои отступники все возвратились в православие, и я еще более ожил духом. Однако же меня стала чаще беспокоить мысль, почему это школа производит малое влияние на инородцев, которые продолжают стремиться в мусульманство. Я начал заглядывать повнимательнее в учебники и пособия. Оказывается, учебники по Закону Божию составлены пусто и темно, а еще хуже пособия. Меня это поразило. Я написал об этом доклад, что таковое содержание книжек составляет сеяние не пшеницы, а плевел».

«В 1887 году я убедился, что миссионерские курсы при академии приносят больше вреда, чем пользы, ибо там, не преподавая необходимых сведений о христианстве, весьма подробно выясняли учение Мухаммеда, без сопоставления его с христианским — а от сего крещеные инородцы-курсисты отатаривались. Я, как миссионер архиепископа, написал ему о том доклад, который сдан был владыкою на рассмотрение Совета академии и для составления новой программы для курсов, о чем я просил владыку».

В 1900 году был переведён в Троицкий собор г. Мамадыш Казанской губернии.

В 1906 — 1911 годах был вольнослушателем Казанской духовной академии. Вольнослушатели, согласно уставу академии, могли посещать лекции, пользоваться библиотекой, но не имели права сдавать зачеты и экзамены. Поэтому по окончании учебы академия не выдавала вольнослушателям диплома, а только удостоверение о прослушанных курсах. Появление в академических аудиториях в роли студента почтенного 60-летнего старца вызвало сенсацию. Энергии и намерениям батюшки поражались как студенты, так и преподаватели. Сам о. Александр держал себя со всеми просто, приветливо. Профессора увидели, что он действительно приехал учиться миссионерской работе, а не для провождения своего свободного времени. Как студент, он был образцом для всех. В течение четырех лет он не пропустил ни одной лекции. В аудиторию приходил одним из первых, последним уходил из академии. Все свободное время он проводил в библиотеках за книгами. О. Александр был первым богомольцем, регулярно участвовал в богослужении в академическом храме.

В течение трех лет учебы батюшка скорбел, что его, как вольнослушателя, к экзаменам не допускали. На четвертом курсе он решил подать кандидатское сочинение и просить у Священного синода разрешения держать экзамены за все четыре курса академии. Св. синод разрешил академии принять от о. Александра кандидатское сочинение, проэкзаменовать его по всем предметам академического курса и, в случае успешных результатов этих экзаменов, удостоить его от академии звания кандидата богословия. Получив это разрешение, о. Александр горячо принялся за работу. Но ему было уже 65 лет, и экзамены оказались для него непосильными. После нескольких неудачных попыток сдать экзамены он с глубокой душевной болью оставил это дело: «Видно, ушли мои силы, а ведь я этого и не заметил!»

После окончания академии о. Александр оставил Казанскую епархию. Его, как опытного противомусульманского миссионера, пригласили в Екатеринбург.

С 1911 года служил в Успенской церкви поселка Каслинский Завод Екатеринбургской епархии, в 1912 году был назначен епархиальным миссионером. Он учил, крестил татар, без боязни нес свет Христов среди мусульман, ездил с миссионерскими целями в различные окрестные поселки и селения.

О. Александр писал: «Наша довольно продолжительная, пастырская и миссионерская деятельная практика дала нам возможность убедиться в том, где и в чем скрывается условие успеха... Итак, любовь — любовь не на словах, в виде учения Христова, но любовь — жизнь Христова в нас — крайне необходима для успехов в пастырской и миссионерской деятельности. Только жизнь любви в пастырях и пасомых может обновить приходскую жизнь и „восстановить приход“, раздираемый самолюбием тех и других».

«Совесть человека есть зеркало жизни его, — догреховная она была совокупностью совершенств, отпечаток образа и подобия Божия — а греховная она стала отпечатком нравственного уродства сердца человеческого, „сознанием“ своих самолюбивых, чувственных страстей и пороков. „Свобода“ таковой „совести“ должна быть всемерно ограничиваема и утесняема.

Всякая ли „совесть“ должна в одинаковой степени пользоваться „свободою“ проявления своего внутреннего содержания и всякая ли религия может пользоваться свободою воспитания своих исповедников? Нельзя же сравнить в правах пользования „свободою“ христианства, проповедующего любовь ко всем, и мухаммеданства, проповедующего ненависть к врагам и убийство иноверцев. Можно теперь понять и то, какая великая ошибка кроется в даровании „свободы“ вероисповеданий. Не свобода здесь нужна, а лишь веротерпимость».

В конце 1917 года во время одной из миссионерских поездок он был арестован за распространение религиозно-нравственных брошюр, переведённых им на татарский язык. Затем был освобождён по прошению татар, удостоверивших власти, что брошюры не являются контрреволюционными.

5 июля 1918 года был снова арестован красногвардейцами, в ночь на 6 июля был расстрелян вблизи речки Горькой в пятнадцати верстах от Каслей, вместе со священником Петром Смородинцевым и 30 жителями Каслей. Перед расстрелом палачи нанесли беспомощному старцу несколько ударов по лицу, били тесаком по телу, сломали ногу, прокололи ступню и, связанного по рукам, бросили в яму.

После занятия поселка Каслинский Завод войсками Колчака состоялось отпевание 30 убитых большевиками, в том числе о. Александр, который вместе со священниками Петром Беляевым и Петром Смородинцевым был перезахоронен у алтаря Успенской церкви.

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).