Этой весной вместо ставших привычными облав на городскую молодежь выбрана тактика “точечных зачисток”. Новейшая методика придает уверенности военным в том, что план весеннего призыва будет выполнен.
В армию набрано уже более половины от положенного количества: согласно указу президента страны от 29 марта 2003 г. № 422 в апреле–июне 2004 года на военную службу призовут 166 050 человек.
В деле “отлова” призывников активнее стала работать милиция, а призывные комиссии держат на учете и готовят к отправке в армию буквально каждого потенциального призывника. Образно говоря, применяется не сеть, а спиннинг. По словам представителей Генштаба, они располагают данными о точном числе уклонистов в каждом регионе: скажем, в Москве таковых насчитывается 1132 человека. В этом признался один из высокопоставленных чиновников ведомства в интервью с “Независимой газетой”.
Несмотря на то, что новую тенденцию зафиксировали и правозащитники и уже объявили подобную тактику нарушением прав призывника, Генштаб удовлетворен новыми мерами борьбы с уклонистами.
Впрочем, в военном ведомстве и в милиции уверены, что никаких нарушений прав призывников здесь не происходит. По заявлению ГУВД г. Москвы, “вручение повесток представителями МВД и военкоматов призывникам по месту жительства и в других местах осуществляется в соответствии с требованиями совместного приказа министра обороны РФ и министра внутренних дел РФ от 4 марта 2000 г. № 118/218, утвердившего “Инструкцию об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности”." А в Генштабе разъяснили, что “розыск и задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета и призыва на военную службу, органы внутренних дел проводят не в инициативном порядке, а на основании положений пункта 3 статьи 4 и пункта 2 статьи 31 Закона “О воинской обязанности и военной службе”. В ГУВД заявляют, что это не облавы, а плановая работа органов милиции: проверяется соблюдение гражданами паспортного режима.
В то же время в Генштабе признают, что требования по призыву в столице и области действительно ужесточаются, но говорят, что это естественная реакция на поведение призывников. В Москве из 100 молодых людей стоящих на учете только трое призываются на службу, а в Московской области – пятеро. Это самые низкие показатели по всей России. Уклонисты столицы и Подмосковья - 20% всех отказников по России.
Военное руководство готовит радикальные меры. Комитет по обороне Государственной Думы подготовил законопроект, наделяющий районные военкоматы правом штрафовать граждан за уклонение от исполнения воинской обязанности (отказ от медицинского обследования, потеря или порча документов). Поправить предлагается и Административный кодекс. И по заверению автора законопроекта, депутата Государственной Думы Николая Безбородова, есть большая вероятность, что данные поправки будут поддержаны в парламенте и Совете Федерации. Мельникова же считает, что это противоречит принципам гражданского общества и, по сути, наделит военкомат “карательными функциями”.
Заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов прогнозирует: нынешняя кампания не обеспечивает укомплектованности войск, остающейся на уровне 95%. Кроме того, из рекрутированных в прошлом году 56% имеют ограничения по здоровью, каждый двадцатый имел в прошлом судимость, каждый пятый – с образованием ниже среднего. В Генштабе уверяют, что подобная картина будет иметь место и сейчас.
Кроме того, по данным “Независимой газеты”, источники в новом правительстве отмечают, что в коридорах власти всерьез рассматривается вопрос об уменьшении списка вузов, имеющих государственную аккредитацию. Предполагается, что только в этих учебных заведениях будет даваться студентам отсрочка от военной службы. Остальные студенты отправятся защищать родину. Законопроект на эту тему уже прошел экспертизу в Минобороны, и не исключено, что до конца летней сессии будет направлен в Госдуму. А это значит, что уже начиная с осени 2004 года студенты большинства коммерческих вузов будут направлены на военную службу. Намерено военное ведомство увеличить призыв и среди офицеров-запасников. Если их раньше ежегодно призывалось в год 2–3 тысячи, то в 2004–2005 гг. их призыв составит 12–15 тыс. человек в год. Это почти столько, сколько выпускают ежегодно военные вузы России.
Ранее тот же самый комитет Госдумы по обороне обсуждал возможность сокращения числа военных кафедр в вузах. Член комитета Алексей Сигуткин считает, что сокращение военных кафедр в вузах призвано решить задачи комплектования Вооруженных сил и повышения качества подготовки офицеров.
Между тем для запасников многие отсрочки уже не действуют. Скажем, поступление в аспирантуру или наличие детей до трех лет не дает права молодому специалисту остаться дома, если человек с такой профессией понадобится в войсках. И уклониться от службы ему уже не удастся – если, конечно, он не успеет к тому времени найти работу за границей и вывезти туда свою семью.
Однако с точки зрения главы Союза Комитетов солдатских матерей Валентины Мельниковой инициатива забрать у студентов - пусть даже коммерческих вузов - отсрочки от армии слабо реализуема. “Военные пытаются добиться в том или ином виде ограничения или отмены отсрочек студентов и аспирантов с 1989 года, т.е. с того самого времени как мы их добились”, - прокомментировала она в интервью “Полит.ру”. “Любая инициатива в этом направлении – это бомба, заложенная под российское образование”.
Идея же дать полномочия районным военкомам взымать штрафы за уклонение от призыва, с ее точки зрения, породит только вымогательства в военкоматах.
По словам Мельниковой, за последние месяцы в Московскую организацию Союза за помощью обратились более 1000 человек, а по всей России – несколько десятков тысяч. Почти каждый третий жалуется на неправильное медицинское освидетельствование, остальные – на волюнтаризм военкоматчиков и милиции при выдаче повесток и другие их действия, связанные с призывом. В последнее время в Комитет солдатских матерей начали обращаться молодые женщины, сыновьям которых по 5-8 лет, они хотят к моменту призыва быть просвещенными в области прав, которые имеют.
Что же касается количества уклонистов по Москве, которые приводит Генштаб, то, по мнению Валентины Мельниковой, эта цифра непонятно откуда взята: военные никогда не объясняют, что имеют ввиду. “В нашей стране уклонение от службы в армии – уголовное преступление, и я не слышала, чтобы по Москве было заведено свыше тысячи уголовных дел”.