Генпрокурор, по известному выражению Владимира Путина, у нас независимый. В России это заявление восприняли с хихиканьем и подмигиванием. Теперь прокуратуре придумали крайнюю степень независимости: ее планируют переподчинить Минюсту. Неясна пока судьба Следственного комитета при прокуратуре (СКП)– он то ли получит новые полномочия, то ли лишится всяких и войдет в российский аналог ФБР. Возможна и отставка его главы. Длительная война между Генпрокуратурой и СКП может закончиться к неудовольствию основных участников, но к вящему удовольствию Минюста и, вероятно, МВД.
Генеральная прокуратура может прекратить самостоятельное существование. Ее функции перейдут к Министерству юстиции. В рамках той же реформы буден создан единый следственный комитет, который объединит аналогичные структуры в разных силовых ведомствах. Функции прокуратуры сведутся к поддержанию обвинения в суде и надзору за следствием, цитируют «Ведомости» анонимные источники в правительстве. Вероятным решением представляется включение прокуратуры в состав Минюста — как подразделение, отвечающее за гособвинение. Таким образом будет воспроизведена американская модель: министр юстиции одновременно является и генеральным прокурором.
Кроме того, проект реформы предполагает и создание Единого следственного комитета, с включением туда следствия МВД и СКП. Возглавит этот орган с большой вероятностью милицейский чин.
Глава Следственного комитета при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин не раз выражал недовольство проектом создания Единого следственного комитета. В апреле он высказался против создания российского аналога ФБР – Федеральной службы расследований (ФСР), которая должна поглотить два Следственных комитета (при Генпрокуратуре и МВД) и ФСКН. Бастрыкин явно не хочет, чтобы его ведомство было подмято более крупной структурой: «Данная идея мне не представляется как конструктивная. Больше – это не всегда есть эффективно и лучше», – сказал он журналистам. По мнению главы СКП, новое ведомство получится слишком громоздким, дорогостоящим и, следовательно, трудноуправляемым. «Одно дело руководить ведомством, в котором 16,5 тысяч следователей, а другое дело – 120 тысяч человек», – заявлял он.
Если реформа состоится в заявленном формате, то борьбе Генпрокуратуры с СКП вполне может закончиться поражением обоих ее основных фигурантов. Напомним, после создания СКП прокуратура лишалась своего главного права – самостоятельно вести уголовные расследования. С тех пор отношения СК и Генпрокуратуры крайне напряженные: ведомства расходятся во взглядах на полномочия, контроль над следствием и на ряд громких уголовных дел. Также СМИ писали о противоречиях по поводу дележа имущества и средств, выделенных на содержание органов прокуратуры.
Генпрокуратура задействовала своего друга в журналистско-депутатской среде – депутата-журналиста Александра Хинштейна. Тот последовательно «доставал» Бастрыкина публикациями про фирму главы следственного комитета за границей и последовавшей просьбы провести проверку по фактам публикации. Еще одним ходом в пользу генпрокуратуры стала публикация скандального «интервью Довгия», в котором Бастрыкин почти прямо обвинялся во взяточничестве.
Господин Хинштейн ходит «гоголем», прорицая Бастрыкину скорую отставку. «В недрах президентской администрации уже подготовлен проект закона о создании новой структуры — Единой службы расследований, куда вольется и СКП. И, естественно, возглавит ее совсем другой человек. Ну а Бастрыкину подыщут какую-нибудь непыльную работу — в награду за то, что он полностью дискредитировал президентскую идею разделения следствия и надзора», - пишет Хинштейн в сегодняшнем МК.
Впрочем, и Генеральной прокуратуре не чему особенно радоваться. Судьба Чайки могла быть решена уже весной. По некоторым данным, главой Генпрокуратуры тогда должен был стать Александр Коновалов, но назначение не состоялось в самый последний момент. По одной из трактовок был избран более спокойный вариант транзита власти, при котором условно медведевские назначенцы (Коновалова иногда называют именно таким) появляются на значимых постах (генпрокурора, директора ФСБ, главы Минобороны) последовательно и неспешно, дабы не допустить расбалансировки интересов. Однако уже осенью ожидается ряд кадровых решений в пользу условно «группы Медведева».