Начавшееся в пятницу голосование на выборах президента Ирана прошло спокойно и с неожиданно высокой явкой. Этому факту способствовали меры властей по продлению голосования на три часа, а также директива для избирательных комиссией от министра внутренних дел Ирана Абдолла Вахеда Мусави Лари, что "голосование продлится до тех пор, пока на участках есть избиратели".
Местные политологи предсказывали достаточно низкую явку, а ЦИК Ирана ожидал, что проголосует 55% населения. Однако в Тегеране уже через некоторое время после открытия избирательных участков выстроились очереди желающих проголосовать. В итоге явка избирателей, по данным Центризбиркома, может превысила 65%.
Данных о чрезвычайных происшествиях и явных нарушениях выборного законодательства не поступало. Сразу после закрытия избирательных участков начался подсчет голосов.
Правительство страны объявило о проведении второго тура выборов, после того, как в первом туре ни одному из кандидатов не удалось преодолеть необходимой для победу планки в 50% голосов.
Экс-президент Ирана Акбар Хашеми Рафсанджани получил 21% голосов (6,16 млн человек проголосовали за его кандидатуру), мэр Тегерана Махмуд Ахмадинеджад получил 5,07 млн голосов (19,5%). На третьем месте – реформист Мехди Карруби, за которого проголосовали 5,07 млн избирателей (17,3%).
Таким образом, во второй тур выборов, который состоится в ближайшую пятницу, вышли умеренный консерватор Рафсанджани и консерватор Ахмадинеджад.
Со своей оценкой выступил президент Ирана Мохаммад Хатами. "Выборы состоялись в позитивной и здоровой обстановке", сказал он.
71-летний Али Акбар Хашеми-Рафсанджани и до голосования считался фаворитом, он уже был президентом в 1989-1997 годах, до прихода Хатами к власти. В начале своего правления Хатами обещал реформы, и поэтому Рафсанджани стали рассматривать как политика прошлого, однако Хатами столкнулся с противодействием религиозных консерваторов и никаких реформ не получилось, после чего Рафсанджани вышел из тени. В ходе предвыборной кампании он говорил об улучшении отношений с США.
Основными конкурентами Рафсанджани считаются кандидат от реформаторов Мустафа Моин и бывший глава иранской полиции Мохаммед Бакер Калибаф, который был сторонником идей революции, но потом стал главным консерватором в стране. Реформатора Моина поддерживает президент Хатами, а Калибафа, по некоторым данным, - аятолла Хаменеи.
Пост президента не является высшим в Иране, поэтому многие наблюдатели не считают эти выборы важными. Духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи обладает большей властью, и по всем политическим вопросам жизни страны последнее слово остается за ним. В день выборов он одним из первых пришел на избирательный участок.
На пост президента Ирана претендуют семь человек, это при том, что религиозные власти страны не допустили к участию в выборах почти тысячу кандидатов. Победителем будет объявлен тот кандидат, который наберен не менее 50% голосов избирателей. Нынешний президент Мохаммад Хатами не может принимать участие в выборах, поскольку он уже избирался на пост президента два раза.
Накануне президент США Джордж Буш заявил, что иранские выборы не соответствуют демократическим принципам. "Реальная власть находится в руках тех немногих, которые не избираются народом. Иранские власти отказали в регистрации более чем тысяче человек, среди которых были реформисты и женщины", - заявил он.
В иранской столице произошел взрыв. Теракт произошел на бульваре Мазандаран в районе улицы Сепехр. Сработало самодельное взрывное устройство сработало, заложенное в коробку из под фиников.
На смежной улице спецслужбы обнаружили еще одну подозрительную коробку. За последние десять дней это уже 16-й взрыв. (Ранее фиксировались взрывы в пяти иранских городах: Кум, Ахваз, Тегеран, Мериван, Захедан). В результате погибли 10 человек, получили ранения 98 человек.
Иранские власти обвиняют в создании напряженности экстремистские группировки, прибывшие из Ирака при поддержке американских спецслужб.
До настоящего времени ни одна из террористических группировок не взяла не себя ответственность за взрывы.