27 октября депутаты Государственной Думы сразу во втором и третьем чтениях приняли законопроект “Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе”. Отныне запрещается розничная продажа пива в образовательных и медицинских учреждениях, а также несовершеннолетним. С 1 января будущего года распитие пива разрешается только в заведениях общественного питания и в специальных местах “розничной продажи в розлив” (читай - в летних кафе).
Ко второму чтению проект закона претерпел значительные изменения. Первоначально в нем предусматривался лишь запрет на продажу пива в детских, учебных и медицинских заведениях, а также несовершеннолетим. Подобные ограничения были поддержаны самими пивоварами. Однако ко второму чтению в законопроект были включены – главным образом, по инициативе депутатов от “Единой России” - нормы, запрещающие распитие пива в общественных местах. Как только эти поправки стали известны широкой общественности, все, так или иначе задействованные в пивном бизнесе, начали массированную компанию в СМИ против принятия законопроекта в его новом варианте.
Главные аргументы противников нового закона хорошо известны. Пивная индустрия развивается достаточно динамично. В прошлом году, например, россияне выпили хмельного пенного напитка на 5,2 млрд. долларов. Пивовары и торговцы платят значительные налоги в бюджеты всех уровней, создают новые рабочие места. Многие компании выступают спонсорами спортивных федераций, лиг, отдельных соревнований, а также концертов и других зрелищных мероприятий. Все это в принципе верно, но как говорится, “не в тему”: спонсорство и прочие подобные вещи регулируются законом о рекламе, а данный законопроект предусматривает лишь ограничение форм потребления пива, вообще не касаясь его производства.
Активность противников нового варианта закона принесла определенные результаты. В СМИ давно просочилась информация о том, что “правительство пошло на поводу у пивного лобби”. Действительно, из Белого дома пришло отрицательное заключение на новый проект закона. Основания – пиво официально не считается алкогольным напитком, поэтому запретить его употребление в общественных местах нельзя. А сам этот запрет противоречит общей концепции закона.
Сами авторы поправок считают их не изменением концепции закона, но ее логическим завершением. Иными словами, ограничения на распитие пива предопределяются ограничениями на его продажу.
Позиция “единороссов” стала поводом для обвинений в их адрес в отстаивании интересов неких враждебных пивоварам групп. Производителей водки, например. Однако сторонников принятия закона в его нынешнем варианте поддержали, в частности, медики, обвинить которых в лоббировании интересов водочных магнатов язык не поворачивается. Более того, многие из них считают, что закон должен быть еще более жестким. Так, директор Института им. Сербского, академик РАН Татьяна Дмитриева считает допустимым прямое государственное регулирование пивного рынка, например, посредством введения специальных акцизов и т.п.
Едва ли не главным аргументом противников нового закона является его “нежизнеспособность”, или “бесперспективность”. Мол, нельзя наводнить улицы милицейскими патрулями специально для “отлова” любителей пива, которые как “пили, так и будут пить”. И вообще запретами проблемы не решить. В данном случае, опять же, наблюдается стремление “передернуть карту”. По словам депутата от “Единой России” Владимира Мединского, закон направлен отнюдь не на снижение потребления пива в стране. А его коллега по фракции, заместитель председателя комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков считает необходимым “воспитывать культуру потребления пива … выстраивать те правила, которые существуют в цивилизованном мире”.
Как заявил заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму (фракция “Единая Россия”) Владимир Мединский:
“Не думаю, что в результате принятия этого закона потребление пива в стране заметно снизится. Пиво – приятный напиток и наименьшее зло на алкогольном рынке. Авторы закона стремились не ограничить потребление пива вообще, но воспрепятствовать деградации российской молодежи. Вообще цель принятия любого закона – включить красный свет, показав гражданам, что в том или ином направлении двигаться нельзя. Что касается сложности исполнения этого закона, то многие наши государственные ведомства традиционно неповоротливы. Так пусть они начнут шевелиться. В конце концов, любое мастерство оттачивается исключительно в бою”.