В воскресенье 23 ноября в лектории МУЗЕЯ МОСКВЫ на Зубовском бульваре продолжился Фестиваль публичных лекций #ЗНАТЬ. С первой лекцией этого дня выступил психолог Дмитрий Леонтьев.
Профессор факультета психологии МГУ и заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Дмитрий Алексеевич Леонтьев назвал свою лекцию «Философия и психология свободы и ответственности». Вопрос свободен ли человек был поставлен давно. И очень долгое время ответ на него давался отрицательный. В античном понимании человек представал полностью зависимым от рока, в христианском – от божественного предопределение. Мартин Лютер в труде «О рабстве воли» (De Servo Arbitrio) последовательно отрицал свободу действий человека. Но в том же европейском средневековье высказывались и противоположные мнения. Эразм Роттердамский в сочинении «Диатриба, или о свободе воли» утверждал, что сотворенный по подобию божьему человек безусловно должен быть способен на самостоятельность в выборе.
В XX веке исследователи стали понимать, что человек зачастую отнюдь не стремится к свободе («Бегство от свободы» Э. Фромм). Развитие естественных наук на определенном этапе привело к господству концепции детерминизма и применению его и к действиям человека. Естественно-научный детерминизм пошатнулся, когда ученые приступили к исследованиям в области неравновесной термодинамики и обнаружили процессы, в которых присутствуют точки бифуркации – «моменты выбора», где дальнейшее течение процесса не предопределяется его предшествующей историей. Свобода и предопределенность внешними обстоятельствами в действиях человека, видимо, соотносятся также. Как сформулировал Виктор Франкл, «человек детерминирован, но не пандетерминирован».
При этом стало понятным, что свобода невозможна без осознанности, чем она отличается от неосознаваемых спонтанных действий. Эрих Фромм сформулировал шесть аспектов осознания, необходимых для свободных действий. В первую очередь человек должен понимать, что хорошо, а что плохо. Затем он осознает того, какой способ действия в данной ситуации подходит для достижения желаемой цели. Также он должен дать себе отчет в собственных неосознанных желаниях, которые могут руководить его поведением. Нужно еще проанализировать реальные возможности, между которыми есть выбор, и последствия любого решения. Наконец, надо понять, что осознания еще не достаточно, если оно не идет рука об руку с желанием действовать и готовностью перенести отрицательные последствия действия.
При этом любые целенаправленные действия человека означают совершенный им выбор, а значит неизбежно ограничивают его свободу. Дмитрий Леонтьев сформулировал это так: «Свобода есть топливо, сгорающее в топке осмысленного целенаправленного действия. Его нужно иметь в достаточной мере, но бессмысленно экономить».
Очень часто говорят о социальной, культурной, генетической, нейрофизиологической предопределенности нашего поведения. Не отрицая их, следует признать, что сознательные направленные действия могут преодолеть эту предопределенность и изменить что-то заложенное в нас изначально. Аналогично тому, как, покупая готовый компьютер, человек может оставить настройки, проставленные по умолчанию, а может приложить некоторые усилия и эти настройки поменять.
В качестве примера Дмитрий Леонтьев привел дипломную работу одного из студентов факультета психологии МГУ, который задался целью изменить собственный тип темперамента. В современном понимании темперамент – это тип реагирования высшей нервной системы, соотношения в ней процессов возбуждения и торможения, и этот тип является врожденным. Однако студент, в течение двух лет следуя специально разработанной системе, добился успеха. В начале этого периода по данным объективных тестов у него был один тип темперамента, а в конце – другой.
На Полит.ру можно прочитать интервью Д. А. Леонтьева.