будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 25, 2025
События

#ЗНАТЬ. Лекция экономиста Владимира Мау. Тезисы

#ЗНАТЬ. Лекция экономиста Владимира Мау. Тезисы
mau
Владимир Мау. Источник: Фото: gazprom.ru

Тезисы лекции профессора и ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России Владимира Мау, прочитанной в рамках Фестиваля публичных лекций #ЗНАТЬ – совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.

Владимир Мау выступил с лекцией «Кризисы в новейшей истории России».

1. Тема кризиса является проблемой, которая сопровождает людей моего поколения на протяжении большей части сознательной жизни. Это слово вошло в нашу жизнь в конце 80-х. Мы практически безвылазно находимся в нем на протяжении последних 25 лет.

2. Спад производства может сопровождать кризис, но кризис, в том числе экономический кризис, не обязательно тождествен спаду. Естественно, определенное замедление, отрицательный темп - это один из важных показателей наступления экономического кризиса. 

3. Понятно, что в марксистской парадигме, которая в этом смысле совершенно справедлива, есть некие типы технологий, типы производительных сил, которые трансформируют экономическую политику определенным образом. В этом смысле системные или структурные кризисы — это то, что в мире происходило в 30-е годы, в 70-е годы и сейчас, после 2007–2008 годов.

4. Финансовый кризис  можно по-другому назвать макроэномическим, кризисом бюджета, кризисом денежной системы.  Они бывают разных типов, несколько различаясь. Но базово финансовый или макроэкономический кризис является тоже тем, что происходило в 90-е годы. Тем, к чему мы подошли в настоящее время.

Трансформационный кризис. Я его описываю эмпирически. Если находиться в марксистской парадигме, я бы сказал, что это кризис смены общественно-экономической формации. Но поскольку марксистскую парадигму мало кто разделяет, я его описал бы как кризис социально-экономический и политический. Формирование нового типа общественных отношений. Переход от коммунистической системы к рыночной - это такой тип кризиса. Он более общий. Он уже включает в себя политику, трансформацию государственных институтов, он не экономический в чистом виде, но экономика в нем присутствует.

Еще один кризис – кризис внешних шоков. Достаточно понятный феномен. Если у вас ресурсная экономика, поднимаются или понижаются цены на ваши экспортные товары, военные вызовы, санкции. Все, что является внешним шоком, плохо контролируемым национальным правительством.

И, наконец, особый тип кризиса – это кризис революционный. Обычно под революцией понимают баррикады, насилие. В данном случае я под революцией буду понимать системную трансформацию в условиях краха государства. Бывают системная трансформация без краха государств, например, трансформация Восточной Европы, посткоммунистическая трансформация, она происходила при сохранении государства. Бывает крах государства без системной трансформации. Но когда налицо системная трансформация, изменение базовых отношений собственности, политической системы, социальной системы, и при этом государство рушится, то это и есть революция.

5. Что касается макроэкономического кризиса, через который мы все проходили в 90-е годы, он еще более понятен. Это кризис, через который проходили десятки стран. Одни более успешно, другие – менее. Советский Союз справился с макроэкономическим кризисом за 7 лет, Польша - за 3–4. В Латинской Америке, в ряде стран, это заняло несколько десятилетий. Много эпизодов, но стандартный набор макроэкономической стабилизации везде примерно одинаков. Это либерализация цен, это определенная денежная политика, определенная бюджетная политика.

6. Российская элита была расколота и в значительной мере продолжает быть расколотой с точки зрения ценностей, направления развития. Плюс Россия была единственной страной, где коммунистическая система не была навязана извне. Если мы не будем принимать во внимание "пломбированный вагон" и ввоз Ленина, то все-таки эта система была нам внутренне присуща, она выросла из логики развития России. В этом смысле Россия освобождалась от того, что ей не было навязано. Это создавало особые сложности.

7. Специфика России состоит в том, что на этот системный кризис накладывается кризис циклический, с которым мы уже столкнулись в 2013 году. То есть снижение инвестиций. Нормальный инвестиционный кризис в России, еще подогреваемый тем, что все-таки значительная часть инвестиций шли в госкорпорации, завершение Олимпиады, ряда строек века привели к такому инвестиционному кризису. Плюс антикризисная (против глобального кризиса) политика по социальному стимулированию привела к усилению потребительских расходов по сравнению с производственными.

8. Естественно, традиционный наш риск – экспорт. Я бы не сказал, что это особенность современной российской экономики. Если мы посмотрим на советский экспорт, говорят, что советский экспорт был более дифференцирован. Но его дифференциация состояла в том, что большая часть этого экспорта шла тем, кто не мог купить ничего на открытом рынке. Это были или страны СЭВ, которые обязаны были брать, или дружеские страны Африки, которые покупали это за кредит, выданный тем же самым советским правительством. Если же мы посмотрим на структуру реальных рыночных экспортно-импортных операций, то она не сильно изменилась по сравнению с советским периодом.

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).