будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Шанинка Теодор Шанин
Май 20, 2025
События

#ЗНАТЬ. Лекция социолога Теодора Шанина. Тезисы

#ЗНАТЬ. Лекция социолога Теодора Шанина. Тезисы
shanin
Теодор Шанин. Источник: Фото: Наташа Четверикова/polit.ru

Тезисы лекции Теодора Шанина, профессора Манчестерского университета, президента Московской школы социальных и экономических наук, социолога, прочитанной в рамках Фестиваля публичных лекций #ЗНАТЬ – совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.

Теодор Шанин выступил с лекцией «Социальные эффекты образовательных моделей».

1. В рамках немецкой традиции, живущей и в России обученный человек должен знать все, все дисциплины в сбалансированной комбинации. Он должен уметь отвечать на любой вопрос. Он должен знать все важные факты, а важность всех этих фактов определяется министерством образования каждой страны. И на базе этого строится вся система образования. Поэтому для меня было совершенно ясно:  мы берем людей с биологическим образованием, математиков и еще географов, скажем для примера. А секретарь английского министра спокойно и упрямо держалась за точку зрения: мы ищем способных людей. Главное они будут изучать на работе, а также при помощи коллег, которые уже работают. А также при помощи своих размышлений, как сделать лучше, какие изменения нужны.

2. Та образовательная система, которая сработала в одном месте, не обязательно сработает в другом. Но элементы ее могут сработать.

3. Английская система основывалась на том, что нужно создать то, что мы сегодня уже определяем как тьюторскую систему, где работают на индивидуальном отношении определенного ученого с небольшим количеством его студентов. И где проблема, какую отметку поставят, не решает ничего. Решает что-то другое. Насколько люди умеют ответить на поставленный вопрос и каким путем они доходят до ответа. То есть вырабатывание способов мышления, работа со способами мышления, а не с ответами.

4. Задача тьюторства – создать ситуацию, в которой преподаватель молчит, студент говорит. Тьюторы – это люди, которые должны добиться того, что студенты говорят, активизируются, анализируют материал, что студенты работают с нами, а не мы работаем с ними. Это, конечно, шло против всех обычаев и предпочтений преподавательского состава.

5. Есть внутренняя нужда нормального преподавателя университета - говорить. Хороший преподаватель чувствует, что он не выполняет своих обязанностей, если он не говорит студентам, что есть правда, не объясняет им, что делать. Если он замолчит, он чувствует, что он не выполняет свою работу. Это может плохо кончиться, его могут освободить от обязанностей. Но главное – это внутренняя нужда говорить, рассказывать. Именно поэтому было трудно реализовывать тьюторство.

6. Университет не может оторваться от условий своей страны. Он обязательно должен принять во внимание обычаи, включая обычаи, с которыми не согласен. И все это в условиях, в которых разговор между преподавателем и студентом – это разговор друзей и коллег. Один более взрослый, другой - менее.

7. Чем менее формальны отношения преподавательского состава и студентов, тем легче внести необходимые изменения. Потому что жесткость системы мешает переструктурировать вещи, мешает продумать, что бы еще можно было сделать. Это не только стиль какой-то, что-то приятное для студента. Неформальность – это важнейший инструмент работы на уровне высшего образования, без которого очень трудно сдвинуть вещи вперед. Менять вещи в той мере, в которой их надо менять. А их надо менять всегда: даже если университет хорош, он может быть лучше. И должен быть лучше.

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).