На фоне тотального наступления на заложенные ельцинской эпохой государственные принципы и правовые реалии (как, например, одобренная Думой отмена ограничений избирательных сроков для губернаторов) разблокирование 17 главы Гражданского кодекса, вводящей прямую частную собственность на землю, стало первым либеральным жестом президентской команды за последние месяцы (предыдущая либеральная инициатива Кремля - внесение поправок к УПК - прожила неделю и кончилась конфузом). Разблокирование 17 главы автоматически приравнивает землю к любым другим видам собственности и разрешает с ней операции любого рода: торговлю, заклад, передачу по наследству и пр. Эксперты утверждали даже, что введение в действие 17 главы после принятия законов о земельном кадастре и землеустройстве отменяет необходимость в Земельном кодексе как таковом.
Впрочем, это некоторое преувеличение - без Земельного кодекса не обойдется: 17 глава с минимальным перевесом в три голоса разблокирована в компромиссном варианте, т.е. не распространяется на сельскохозяйственные земли, в этом смысле - еще не решает вечного вопроса, который России так и не удалось решить на протяжении XX века - вопроса о земле. Это, впрочем, не помешало аграриям демонстративно покинуть зал. Штатные содержанты тех, кто реально владеет советскими сельхозугодьями сегодня, - большие мастера выстраивать оборону на дальних подступах.
17 главу взяли штурмом с четвертой (!) попытки. Последняя была предпринята 20 декабря. Тогда 17 глава не прошла по какой-то неряшливости, не хватило примерно 20 голосов. Впрочем, этот расклад отражал кремлевский подход к стратегическому земельному вопросу. Думские политики выходили от Путина с прямо противоположными сведениями о его настроениях: Харитонов и Селезнев - уверенные, что Путин обещал им Земельный кодекс в их социалистической редакции, а Ирина Хакамада и Немцов - со сведениями о том, что Путин - сторонник частной собственности на землю. Таким образом, практически весь минувший год земельная тема оставалась скорее инструментом внутриполитического торга: либералы в Думе не раз ссылались на обещанную им 17 главу в обмен на тот или иной левый поворот. При этом 17 глава упорно не проходила; виноватой чаще всего выходила группа "Народный депутат", то имевшая зуб на правых за их позицию на выборах в Сочи, то недовольная еще чем-либо.
Нынешняя ситуация выглядит вполне благоприятной для дальнейшего продвижения земельного вопроса. Как неоднократно сообщалось в "Полит.Ру", проект нового Земельного кодекса разрабатывается сегодня в министерстве Грефа и только этот, внесенный от имени президента проект может быть теперь рассмотрен Думой. В ситуации, когда частная собственность на землю наконец де-юре существует, проект кодекса становится предметом реального торга с аграрной олигархией и разделяющими ее интересы левой частью Думы.
И все же, несмотря на очевидную половинчатость решения и на то, что "регулятивные" нормы будут работать непосредственно на сохранение колхозных латифундий, т.к. в стране отсутствует бюрократия, способная выполнять разумную регуляцию, юридическое признание частной собственности на землю имеет огромное значение в первую очередь для инвестиционного климата, поскольку легальный земельный оборот является мощным инструментом гарантий прав инвесторов.
Принятый в итоге компромисс предполагает, что в отдельном законе об обороте сельхозземель могли бы быть зафиксированы некоторые ограничения, подразумевающие, например, что целевое назначение торгуемой земли не может быть изменено, особенно в процессе сделки, что банки, кредитующие сделки с землей, не могут становиться ее собственниками. Так же, насколько известно "Полит.Ру", скорее всего будет поставлен вопрос о недопустимости продажи сельскохозяйственной земли в собственность иностранцам, в том числе и юридическим лицам. Может быть установлена земельная норма, но пока не вполне ясно, как именно и где ее регулировать.
Впрочем, наиболее вероятным сейчас представляется, что Путин не выполнит своих обещаний ни перед левыми, ни перед правыми и вообще откажется от Земельного кодекса, и закон о сельхозобороте зависнет еще на годы. И не исключено, что это далеко не худший вариант. Ну, а то, что он не лучший - так это не привыкать.