будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна

18 млрд на «прочие нужды»

18 млрд на «прочие нужды»
edu1
Иллюстрация: «Полит.ру»

По воле правительства 18 млрд руб, положенных на образование в прошлом году, ушли на фантасмагории. И, видимо, в ближайшие четыре года туда же будет потрачено еще 60-80 млрд руб, бюджетных и благотворительных.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО) действует с 7 февраля прошлого года. В положенный по федеральному закону «Об образовании» срок правительство представило доклад (завизированный, к слову, не кем-нибудь, а самим вице-премьером Владиславом Сурковым) с отчетом о реализации мер по финансовой поддержке столь нужной для страны отрасли.

Документ этот составлен, если брать описательную часть, в позитивном ключе. В нем звучат такие обороты, как «выполнение всех индикаторов», «превышение плановых значений», «свидетельствует об успешности хода реализации», «отклонения в реализации мероприятий нет», «заложены основы для дальнейшего успешного развития» и тому подобное. Чувствуется, что составителей охватывал некий радостный подъем. И повод для этого, как можно уловить из текста документа, действительно есть.

В частности, к моментам, способным порадовать составителей, можно отнести, мягко говоря, существенное перевыполнение плана по привлечению денег. Финансирование ФЦПРО двухуровневое. Один уровень – средства субъектов РФ, второй – внебюджетные источники. Со вторым все понятно – это деньги бизнес-структур, пожертвования и прочее. А первый, благодаря существованию межбюджетных трансфертов, можно назвать просто – деньги федерального бюджета.

Так вот, если по второму уровню с привлечением денег вышел недобор – всего 67% удалось привлечь из намеченных 2,1 млрд руб., то с бюджетными вышло более чем радужно – привлекли целых 204%. Иначе говоря, собирались привлечь 8,43 миллиарда, а получили вдруг 17,7. Ну как тут не порадоваться? Если же обобщить – то вместо намеченных почти 11 млрд руб. к ФЦПРО попало больше 19-ти!

Система трат этих денег описана более чем просто. Всего существует три основных направления распределения вышеназванных миллиардов – капитальные вложения (иначе говоря, строительство), НИОКРы и «прочие нужды».

Следует ли удивляться, что 18 из 19 этих миллиардов, при такой структуре, ушли по последней статье? 

У ФЦПРО три основные задачи (модернизация общего образования, приведение его в соответствие с потребностями рынка труда и развитие механизмов обеспечения качества образовательных услуг) и четыре направления работы (добавляется еще распространение моделей социализации детей-сирот, инвалидов и т. п.). Казалось бы, что стоило расписать, чего - куда? Но нет. Капитальные вложения, НИОКРы и «прочие нужды».

Много страниц доклада посвящено конкретно тому, что все-таки на эти деньги сделали в рамках «прочих нужд». Но описания эти также вызывают много вопросов.

Год назад случилось такое: начаты работы по созданию основных компонентов «единой информационной системы образования». Частью этой системы являются «интегрированные автоматизированные рабочие места», которые позволяют «сформировать интегральную оценку качества образования как в отдельном учреждении, так и на уровне <…> страны в целом». Звучит впечатляюще. Особенно словосочетание «интегрированные автоматизированные». Что это? Стойка с девятью плазменными экранами и ложементом для пользователя, как в голливудских «Суррогатах»? И при этом нет ни слова о том, сколько таких рабочих мест запланировано, сколько будет стоить каждое, где они будут размещены.

Мы ведь не знаем, может быть их вообще будет два – для президента и премьера.

Или вот еще прекрасный пример: «создано мультимедийное программное обеспечение для поддержки творческой <…> и проектной деятельности детей, конструирования, сюжетно-ролевых и театральных игр…»

Даже если не цепляться к словам «проектной деятельности детей», звучит странно.

Это одно приложение или несколько разных? Может это пакет приложений? Сколько это стоило? Где уже внедрено или опробовано, если создано? Нет данных. А еще, чисто по человечески, наверняка многим очень хотелось бы знать, зачем нужен софт для поддержки театральных игр.

И такая фантастика по всему документу, по всем «прочим нуждам».

А в довершение всего к докладу сделано приложение – «Значение целевых показателей хода реализации». В ней три колонки – наименования показателей, их плановые и реальные значения. Вот пример: «Уровень соответствия образования современным стандартам» – «91,0» – «91,1». Что это, проценты, баллы? По какой шкале, что за стандарты? Зато видно – идут с превышением.

С одной строчкой в этой таблице, правда, разобраться не сложно: «Количество уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования» – «1» – «1». Если вспомнить, что уровней образования в РФ семь, то получается, что успех достигнут на 15% всей образовательной структуры. Осталось – 85.

Знать бы еще, сколько осталось непотраченных миллиардов. Но эта страница удалена из официального документа. Видимо, эти цифры – самый большой секрет.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).