Исполнилось 2 года со дня операции, в результате которой были освобождены заложники «Норд-Оста». 28 октября, рано утром спецназ предпринял штурм театрального центра на Дубровке, где находились более девятисот заложников и террористы. Все преступники были уничтожены. Жертвами теракта стали 130 человек, около 700 пострадали. До сих пор не утихают споры вокруг того, как была проведена эта операция, и кто виноват в том, что оказалось так много погибших.
Сегодня родственники погибших пришли на траурный митинг к театральному центру и выложили на его ступенях 130 красных гвоздик и венки, зажгли 130 поминальных свечей.
Всего в официальном митинге в связи с очередной годовщиной трагических событий на Дубровке принимают участие около 300 человек.
На панихиде и траурном митинге присутствовали представители правительства Москвы, префектуры Юго-Восточного административного округа, бывшие заложники, родственники и близкие погибших в результате теракта, общественные деятели и обыкновенные горожане.
Выступавший на церемонии заместитель мэра в правительстве Москвы Анатолий Петров призвал горожан к бдительности, отметив, что «в наше время бороться с терроризмом должны не только сотрудники правоохранительных органов и власти, но и каждый гражданин должен проявлять бдительность». Он также напомнил, что столичные власти всегда оказывали необходимую помощь пострадавшим в результате террористических актов.
Однако у пострадавших еще остается много вопросов к властям. Уголовное дело по теракту не закрыто — недавно его продлили еще на несколько месяцев. В рамках расследования этого дела заочно предъявлены обвинения террористам Басаеву, Яндарбиеву, Дудаеву и Закаеву.
Иски же пострадавших увязли в судах. В нашей стране в работе 81 иск — к правительству, спецслужбам, врачам и даже президенту. В европейском суде иск один, объединенный — он называется по имени одной из пострадавших — «Чернецова и другие… против России».
По мнению сопредседателя региональной общественной организации «Норд-Ост» Татьяны Карповой, российские власти не заинтересованы в расследовании теракта на Дубровке. Генпрокуратура «пытается завуалировать все факты», собранные в ходе независимого расследования организацией «Норд-Ост». «На все наши требования расследовать тот или иной эпизод нам отвечают отказом», заявила она в эфире «Эхо Москвы».
Ранее Татьяна Карпова заявляла о том, что за два года пострадавшие в теракте не увидели никакой помощи от правительства, а в понедельник ее пытались подкупить, чтобы она сказала на телевидении то, что хотят власти.
По словам Татьяны Карповой, в результате теракта на Дубровке 67 детей остались сиротами, и «их проблемы не решаются», как проблемы здоровья бывших заложников, у которых «пропадает слух, начинают болеть почки и печень».
Татьяна Карпова уверена, что безопасность населения России не будет обеспечена, «пока мы все вместе не объедимся, пока мы все вместе не будем требовать того, что нам положено — чтобы наши законы начали действовать, чтобы наши суды стали независимыми органами».
Во время захвата «Норд-Оста» в заложниках оказались 912 человек, пятеро из которых были расстреляны террористами. Всего погибло 130 человек. Сорок террористов (21 мужчина и 19 женщин), участвовавших в захвате были уничтожены.
В прошлом году у Театрального центра был открыт памятник жертвам терроризма. Работа скульптора Александра Белашова и архитектора Ильи Былинкина представляет собой семиметровую стелу из белого гранита. Колонну венчают фигурки трех взлетающих бронзовых журавлей. На памятнике надпись — «В память о жертвах терроризма».