21 мая в России отмечается День Полярника. А знаете ли вы, собственно, кто такие полярники и что у них за профессиональный праздник?
Значительная часть территории России лежит севернее Полярного Круга. Поэтому заслуги людей, которые исследовали и исследуют эти районы с не самым, скажем прямо, мягким климатом, сложно переоценить. 21 мая 1937 года советский летчик Михаил Водопьянов на самолете АНТ-6 впервые в мире сел на лед в районе Северного полюса. Самолет Водопьянова доставил туда группу исследователей, которые организовали там, опять-таки, первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс-1». А возглавлял эту станцию легендарный исследователь Иван Папанин.
Указ Президента о соответствующем празднике был подписан в 2013 году. Получилось курьезно: во время «Прямой линии» вице-президент Ассоциации полярников Санкт-Петербурга Николай Корнилов поинтересовался, будет ли организован соответствующий профессиональный праздник в России, на что Владимир Путин ответил: «Начинайте отмечать, а мы подпишем». Так и произошло. Хотя стоит отметить, что неофициально полярники и раньше праздновали эту дату.
А чем сейчас занимаются полярные исследователи? Хотя северные воды и земли уже нанесены на карту, мир этот с его уникальным климатом нуждается в дальнейших исследованиях – и ученые на полярных станциях именно этим и занимаются. Но, надо сказать, их интересуют не только мирное изучение воды и грунта. Одна из стратегических задач полярников – обеспечение действий подводных лодок в северных водах, причем речь идет как об ударных подводных лодках, так и о стратегических ракетоносцах. Множественные промеры глубин, реализованные советскими и российскими учеными, обеспечили свободное и безопасное движение подводных лодок в полярных морях. Также для навигации подводного флота необходимо понимание, как действуют в этом регионе магнитные поля – и этим тоже занимаются полярные исследователи. Они же проводят гидрологические наблюдения, контролируют работу гидроакустических станций, отвечающих за обнаружение субмарин противника – как известно, мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути; да и в нынешних условиях мировой напряженности вопросы разведки принимают особенную важность. Также полярные исследователи поддерживают работу специальных акустических маяков для наших подводных лодок. Они же мониторят ледовую и погодную обстановку на Северном морском пути, имеющем стратегическую государственную важность.
Надо сказать, еще с пятидесятых годов в СССР изучалась возможность атаки стратегических бомбардировщиков на США через Северный полюс как наименее прикрытое ПВО направление.
Однако, несмотря на явную стратегическую важность полярных исследований, стоит вопрос: достаточно ли государство делает для обеспечения достойной жизни полярников? В партии «Справедливая Россия – За Правду» отмечают следующее: «Мы все-таки считаем, что делается для достойной жизни в полярных районах недостаточно, прежде всего, в социальной сфере». Ранее партия вносила в Думу законопроект о дополнительных мерах поддержки для семей северян, имеющих детей. Однако думское большинство его отклонило. Тем не менее, в партии сдаваться не намерены.